Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В развитии речи детей






Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных «программой воспитания в детском саду». Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. Игра – основная деятельность детей, в процессе её ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре ребёнок может быть, кем захочет и это доставляет ему огромную радость.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формам интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширении углублении, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки» [7, c. 3].

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Самыми любимыми до сих пор остаются народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и многие другие. В этих играх присутствует много шуток, юмора, радости и в тоже время они требуют от детей напряженной умственной работы, мышления, внимания и сообразительности.

Существует обширная литература, посвящённая данному вопросу: «Роль дидактической игры в развитие речи ребёнка». Так немецкий педагог Ф. Фребель излагает, что важнейшим средством воспитания и обучения ребёнка является игра, однако разработанные им упражнения были скучными, сухими, которые подавляли самостоятельность мысли ребёнка [6, c. 115].

Одна из точек зрения принадлежит А. С. Макаренко и заключается в том что, игра развивает язык, а язык организует игру. Главным назначением игр, является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Итальянский педагог Мария Монтессори, являясь сторонницей свободного воспитания, считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство этого метода с точки зрения его влияния на речевое развитие состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом: цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки [3, c. 20].

В создании современной системы дидактических игр непременно надо отметить точку зрения Е. И Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи, так как её игры были связанны с наблюдением жизни и всегда сопровождались словом. Она высоко оценила дидактическую игру, особое значение придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности, внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить не достающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и другие [7, c. 11].

Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А.П. Усова утверждает что, дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и другие. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь развития речи и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми [7, c. 10].

Вообще дошкольный возраст считается возрастом интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует её и обогащается сама.

Так, замечательный педагог Ф.А. Сохин в своих исследованиях излагает три основные направления в развитии речи:

-структурное (формирование разных структурных уровней системы языка- фонетического, лексического, грамматического);

-функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

-когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения [10, c. 98].

На основе выше изложенного текста можно считать, что дидактическая игра влияет на развитие речи в целом (мышление, сенсорная и моторная речь), развитие словаря, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, на развития связной речи.

Сейчас рассмотрим данные направления более подробно. В дошкольной методике развития речи словарная работа представлена, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, К.Д. Ушинский, В. И. Яшиной.

О.И. Соловьева и А. М. Бородич в методике обращают внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. Игровые приемы, игровые действия непосредственно применяются при рассматривании игрушек, но здесь не имеется строгих правил. А дидактическая игра имеет другую структуру: игровую задачу, игровые правила, игровые действия. Однако часто эти два метода в практике объединяются, переплетаются друг с другом, причём из первого вытекает второй. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами, картинками так и на вербальной основе. Основным методам активизировать, имеющийся запас слов представлен игровыми действиями в словарных играх. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Наиболее большой интерес у детей вызывают такие дидактические игры – занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», на которых показывают реальные операции на реальных предметах [3, c. 71].

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря огромное значение имеет показ картин с малознакомым содержанием. На роль картинки в развитии словаря обращал внимание ещеК.Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». По мнению К.Д. Ушинского показ картин с малознакомым содержанием обогащает словарь. В данной ситуации картина даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут видеть. Он считал, что картинка направляет, процесс формирования дара слова: «она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно» [9, c. 267].

В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин - это серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года». Особое значение в организованных играх и занятиях для активизации бытового словаря и закрепления материала имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда) [3, c. 69].

Несомненно, дидактическая игра влияет и на грамматический строй речи, особенно в средней группе. Грамматика – это наука, которая изучает строй языка, его законы. Она, как строй языка представляет большую систему, которая объединяет словообразование и морфологию, а также синтаксис. Грамматика помогает нам переносить наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Поэтому многие правила грамматики переходят из одного поколения в другое и иногда трудно бывают объяснимыми. Огромное значение для понимания и освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. Его исследования содержат огромный материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи.

К.Д. Ушинский поддерживал точку зрения А. Н. Гвоздева и утверждал, что в дошкольном возрасте необходимо с самых ранних лет формировать привычку говорить правильной разговорной речью.

К методам и приемам формирования грамматически правильной речи в средней группе, несомненно, относятся дидактические игры. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они динамичны, эмоциональны и поэтому у детей повышается интерес, и они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре есть четкая структура, программное содержание. В игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется и правильное употребление наименований животных и их детенышей, а также падеж и число. А вот в игре «Что изменилось?» происходит множество изменений, в этой игре убирается и меняется положение не одной, а нескольких игрушек [3, c. 110].

Также дидактическая игра используется и в связной речи. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Непременно диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, несмотря на то, что имеются существенные различия [3, c. 159].

Известный психолог Ф. А. Сохин утверждает что, существует тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Он писал: «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить».

А. В. Запорожец считал что, для ребёнка игра является, безусловно, подлинной социальной практикой. Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Также, безусловно, полезно использовать и подвижные игры, в которых, непременно присутствует диалог. Это такие игры: «Гуси-лебеди», «Фанты», «Краски», «Коршун». Именно в этих народных играх закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное и выражать ясно свою точку зрения, формулируя правильно вопрос [3, c. 172].

Таким образом, из всего сказанного следует, что дидактическая игра имеет колоссальное влияние на развитие речи ребёнка. Особенность дидактических игр заключается в том, что детям предоставляется наглядность, эти игры вносят внимательность, повышают интерес к занятиям, просты, улучшается восприимчивость к материалу.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.