Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Людмила Чертилина, Алена Сагадеева, Новосибирск






 

Авторы статьи в течение пяти лет проводят долгосрочные терапевтические группы, используя в основном два психотерапевтических подхода – гештальт и телесно-ориентированный. Эти два подхода обладают как преимуществами, так и ограничениями, поэтому мы предпочитаем их объединять в своей работе. Это позволяет решить сразу две задачи: во-первых, воспользоваться преимуществами обоих направлений; во-вторых – создать наиболее удобное для себя направление в работе (комфорт тренеров = эффективная работа). В данной статье мы хотим поделиться своими наблюдениями и обобщить их.

 

Наблюдение 1. Во время ведения долгосрочной образовательной программы по гештальт-консультированию I ступени (терапевтической), используя гештальт-подход, мы обратили внимание на то, что при фрустрации снижается энергетика группы. Например, на стадии знакомства страх предъявления себя в группе, страх оценки другими участниками и оценки ведущего как референтного лица сдерживает активность и спонтанность участников. На стадии определения потребности простой вопрос тренеров: «Что хотите?» – приводит к окончательной остановке жизни группы. Гештальтистский вопрос «Что чувствуешь?» воспринимается как жестко фрустрирующий, не имеющий ответа, не относящийся к личности участника и контексту группы.

На наш взгляд, это происходит потому, что в начале занятия любые вопросы тренеров воспринимаются головой, как интеллектуальные упражнения, а тело при этом замирает и перестает дышать. Обращение к телу увеличивает энергетику. Даже самые простые действия с телом (обращение к дыханию, к телесным напряжениям, телесные взаимодействия друг с другом и т.д.) удивляют, будоражат, возбуждают, приносят удовольствие, побуждают к действию участников группы.

Поскольку у участников телесное осознавание низкое, то канал ощущений закрыт. Вопрос «Что в теле?» остается без ответа, либо требует длительных пояснений. Участники о собственном теле говорят скудно и диссоциированно, с большим удовольствием смещают фокус внимания с собственного тела на тело соседа. Мы постоянно и очень настойчиво возвращаем внимание участников группы к собственным телам, что повышает чувствительность к ощущениям и благодаря этому приближает членов группы к осознаванию актуальных состояний и потребностей.

Кроме перечисленного, обращение к телу дает участникам практический опыт, который служит в качестве материала для осмысления своих проблем и возможности их решения. В качестве примера может служить упражнение на исследование позы засыпания. Данное упражнение проводится в парах или тройках. Активный участник ищет, затем показывает позу, в которой засыпает. Помогающие принимают ту же позу и отслеживают зоны напряжения и расслабления, далее делятся полученным опытом с активным участником тройки. В процессе обсуждения активный участник получает информацию о телесных напряжениях, привычных для него и поэтому самим не отслеживаемых. Полученная информация является материалом для осмысления. Использование тела как объекта для эксперимента и проверки теорий и методик ускоряет процесс установления контакта как между участниками, так и с тренерами.

 

Наблюдение 2. Параллельно с гештальт-группами авторы вели группы телесно-ориентированной психотерапии. В этих группах мы наблюдали, во-первых, то, что работа с телом без увеличения уровня осознавания малоэффективна. В результате телесных практик участник приобретает новый телесный опыт, расширяет осознавание телесных проявлений, но часто не связывает его с психологической проблематикой. Проживая телесные упражнения, участник может получить ресурс, не осознавая, как это произошло и с чем это связано. Непонимание психологических механизмов лишает участника возможности интегрировать полученный опыт – следовательно, эффективность работы низкая.

Во-вторых, работа с телом высвобождает большое количество энергии, а участник часто не знает, как использовать эту энергию для собственного развития. При выполнении телесных практик контроль резко снижается, что приводит к высвобождению сдерживаемой энергии, которую важно эффективно использовать. Возникает необходимость подключать интеллект, самосознание, «голову».

В-третьих, погружение в тело доставляет удовольствие, а далее вызывает нежелание восстанавливать адекватный самоконтроль, вследствие чего нарушается баланс между удовлетворением телесных потребностей и соблюдением социальных норм. Авторы наблюдали, что участники групп увлекаются получением телесного удовольствия, не могут остановиться, удовлетворение телесных потребностей становится самоцелью. Ощущение границ и социальных рамок размывается.

Подводя итог приведенным выше наблюдениям, мы пришли к выводу, что гештальт-терапия и телесно-ориентированная терапия во многом пересекаются, соприкасаются и дополняют друг друга. Рассмотрим эти моменты поподробнее.

 

Точки пересечения (соприкосновения)

телесно-ориентированной терапии и гештальт-терапии

Понятие блоков в телесно-ориентированной терапии (далее – ТОТ) соответствует понятию незавершенных гештальтов в гештальт-терапии. Энергия, связанная с незавершенными гештальтами, может быть отслежена в теле и представлена как мышечные напряжения. Работая с мышечными напряжениями в ТОТ, мы освобождаем связанную в них энергию, которая при соответствующем осознавании может быть направлена на завершение гештальтов. С другой стороны, осознавая незавершенные гештальты, участники группы находят их проявления в теле как вещественные доказательства их наличия и далее выбирают, что с этим делать.

Характеристики дыхания (изменение, наличие, задержки и т. д.) являются фигурами в работе. И гештальт-подход, и ТОТ уделяют значительное внимание дыханию (его особенностям, изменениям, наличию/отсутствию, задержкам), так как оно является индикатором бессознательных внутренних процессов как у участников группы, так и у ведущих.

И в одном, и в другом подходе невербальные проявления тела (напряжения-расслабления, мелкие движения и т.д.) являются объектами внимания и фигурами, выделяемыми терапевтом и выносимыми в зону контакта с клиентом. Телесные проявления зачастую являются отправной точкой на пути к решению проблемы, их усиление приводит к открытию и осознаванию собственных ресурсов. Ниже мы приводим примеры использования интегрированного подхода, основанного на объединении гештальт-подхода и ТОТ.

Примеры использования гештальт-подхода и ТОТ

 

Пример 1. Клиентка, 35 лет.

Т: Что ты сейчас чувствуешь?

К (улыбаясь): Я абсолютно спокойна, у меня все хорошо.

Т: У тебя сейчас ритмично двигается нога.

Клиентка с удивлением смотрит на ногу.

Т: Усиль это движение

Клиентка начинает двигаться всем телом, постепенно увеличивая амплитуду, затем встает.

К (с удивлением): Я злюсь на то, что не могу решиться поменять работу.

Комментарий. Обращение терапевтом внимания на ритмичное движение ноги клиентки привело к осознаванию ею чувства злости и причины ее возникновения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.