Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как вид познавательной деятельности и форма общественного сознания.






Научное познание, как и остальные формы духовного производства в конечном счете необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность, обеспечивать воспроизводство основных систем человеческих отношений. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия служит первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

Как способ познания наука возникает из практической деятельности людей и является непосредственным продолжением повседневного, стихийно-эмпирического познания. Именно в рамках и посредством этого сознания люди постигали свойства и отношения необходимых им в практической жизни вещей.

Основными системообразующими факторами, которые способствуют превращению науки в важнейший способ познавательной деятельности, являются следующие: ориентация науки на объективный характер закономерностей изучаемых предметов, явлений и событий; реальность законов исследуемых явлений, которая позволяет четко выделить предмет их познания; опережающее исследование объектов, не охваченных текущей практикой; благодаря этому становится возможным исследовать не только свойства и отношения вещей, которые встречаются в существующей практике, но и таких потенциально возможных объектов, которые социальной практикой еще не освоены.

Традиционно в структуре науч.позн-я выделяют уровни: эмпирический и теоретический. Различаются они, прежде всего по предмету, средствам, формам фиксации знания и методам исследования. основными методами эмпирического исследования являются эксперимент, наблюдение, измерение; методы теоретического исследования - аксиоматико-дедуктивный, гипотетико-дедуктивный, мысленный эксперимент, разного рода теоретическое моделирование и др. В науке, естественно, задействованы и общелогические приемы мышления: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, идеализация. Эти приемы, так или иначе, присутствуют во всех сферах познавательной активности. Однако в научном познании они приобретают строгость, определенность и формально-логическую корректность.

Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания присутствует еще один важнейший уровень. речь идет о фундаментальных основаниях научного знания. данный фундамент образуют три пласта: научная картина мира, идеалы и нормы научного познания и философские основания науки. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, имеет достаточно сложную структуру и выполняет свои специфические функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.