Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы религиозной культуры и светской этики






Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой.

Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера. Одной из попыток, которую наше государство предприняло на пути к возрождению духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, было введение с 1-го сентября 2012 года во всех школах РФ нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции РФ, Законах РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

 

 

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и много конфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. ОРКСЭ призван сыграть ведущую роль в восстановлении целостности современного педагогического процесса в единстве его трех важнейших функций: обучения, воспитания и развития личности. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в формировании у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и миро-воззрений [13, с.2]. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или не религиозную).

 

Таким образом, новый школьный курс, безусловно, не является панацеей, которая поможет избавить общество от проблем в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков, однако включение его в школьный учебный план будет первым шагом на пути к духовно-нравственному становлению подрастающего поколения. Можно по-разному относиться к этому предмету, но то, что он нужен, необходим современной школе, сегодня уже не вызывает сомнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.