Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ландшафт - базовый концепт современной онтологии






 

В чем основа того, что ландшафт выдвигается на уровень базового философского концепта? Дело в том, что в этом концепте органично сочетаются с новым синергетическим видением мира традиционные базовые онтологические концепты и категории (пространство, время, материя, качество, количество и т.д.).

Ландшафт - это конкретно-реальное, «материальное» пространство-время.Ландшафт организованнепоплатоновско-пифагорейским правильным фигурам, апофрактально - хаотичным складчатым рельефам. Весь земной мир, человеческое сознание и человеческая культура имеют ландшафт­ное строение.

1. Вселенная – это скопление определенных семейств галактик – космических ландшафтов. Реальность неклассического эйнштейнова бытия – это рельефный ландшафт Вселенной, образованный гравитационными взаимодействиями энергий-масс, действующих по кривым хронотопов (пространству-времени) ландшафта. И земной мир, в котором обитает человек, состоит из системы разных рель­ефов и типов геофизических ландшафтов.

2. Культура состоит из системы различных пространственных образований – культурных Ландшафтов, имеющих свои вершины, равнины, впадины, отложения, свою экосистему.

Менталитет имеет ландшафтный характер, ибо он состоит из системы определенных расположенностей тех или иных ментальных форм, рельеф этого мен­тального ланд­шафта может меняться: то выдвигаются вверх одни ментальные формы, то другие. Реальность современного неклассического менталитета – это многообразие взаимно переплетающихся ландшафтных ризом проблемных полей, научно-исследовательских программ и направлений На этот ментальный ландшафт наслаиваются сис­темы социального ландшафта, состоящего из разнообразных государств, политических группировок, общественных групп и глобалистских элит. На социальные системы ландшафта на­кладываются хо­зяйственные системы мироэкономик, что в совокупности и образует «слоеный пирог» культурного Ландшафта. Реальность культуры – это многообразный складчатый ландшафт различных ментальных эпистем, социальных образований и мироэкономик.

3. Сознание ландшафтно и сообразуется с ландшафтными системами, которое отражает. Человеческая мысль имеет не только временной характер, но она еще пространственна. Сознание – это виртуальная про­екция кос­мического, геофизического и культурного ландшафтов. Один из самых разнообразно насыщенных ландшафтных систем – это лес, именно такой «лесной» характер имеет одна из самых сложных ментальных образований – философия, не зря французский философ Э. Леруа (1870-1954) писал, курс философии надо проходить в лесу.

 

«Ландшафт» – термин, ведущий происхождение из теоретиче­ской гео­графии, он оз­начает систему природных комплексов, разнородных по типу и функцио­нальному на­значению, но в совокупности образующих единое системное единство. По­нятие ландшафта было сформировано в XIX веке в западноевропейской мысли на базе идей выдающихся не­мецких географов и философов К. Риттера и А. Гумбольдта. Далее оно вошло в географию XX века бла­го­даря немецкому географу З. Пассарге и русскому уче­ному Л.С. Бергу.

Л. С. Берг оп­ре­делял ландшафт следующим образом: «Географиче­ский ландшафт есть та­кая сово­купность, или группировка, предметов и явлений, в ко­торой особенности рель­ефа, кли­мата, вод, почвенного и растительного покрова и жи­вотного мира, а также дея­тель­но­сти человека сливаются в единое гармоническое целое, типично повторяющееся на протяжении из­вестной зоны Земли» (Берг Л.С. Ланд­шафтно-географические зоны СССР. Т.1. М.-Л. 1930. С.5).

Вместо понятия «ландшафт» в современной географии предпочитают часто употреблять термин «регион», который, по их мнению, более «научен». И в этом они правы, ибо концепт «ландшафт» ближе к философии. У немецких ландшафтоведов, идущих от идей З. Пассарге, этот термин приобрел именно такой излишне «философский» для географии характер. Французские географы иногда употребляют термин «пейзаж», что в многом оттеняет некоторые черты самого понятия «ландшафт» в сторону эпистемологически- эстетической стороны этого понятия.

. В заимствовании философией кон­цепта «ландшафт» у географии нет ничего удивительного. Во-первых, как правильно пишет знаменитый географ Д. Харви: «География слишком важна для того, чтобы оставить её географам» (Harvey P. Spaces of Capital. Towards a Crutical Geography. Edinburg. 2001. p.116). Во-вторых, – фи­лософия является «прародителем» всех форм современной науки, - все понятия и категории современной науки большей частью сформированы в недрах античной и арабской философии, и «взаимообмен» концептами, понятиями и категориями между этими сферами знания естественен. Бо­лее того, учение о пяти «зонах» (т.е. ландшаф­тах), согласно свидетель­ству Страбона, было соз­дано «ключевым» для античной и последующей философии философом – Пар­менидом из Элеи. Да и все древнее знание формировалось в основном из географических знаний – это знание о жизненно важных для человеческого бытия местах окружающей его ойкумены: местах ритуальных действий, местах стоянок, местах охоты и собирательства, физико-географических свойствах окружающей среды. В этом отношении философия Ландшафта, являясь философией будущего, одновременно является радикальным возвратом к синкретичным формам древнего знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.