Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ будущего в произведениях зарубежных писателей ХХ века. ( Сравнительный анализ произведений разных авторов)






Образ будущего особенно интересно раскрывали Рей Бредбери и Олдос Хаксли.

Хаксли написал антиутопический, сатирический роман «О дивный новый мир».

При создании модели своего «дивного нового мира» О. Хаксли объединил самые негативные черты тоталитаризма и современного ему общества массового потребления. Итогом всех попыток детерминировать мир становится уменьшение личности до тех размеров, которые подвластны программированию. И концом пути человечества будет «дивный новый мир», в котором все человеческие желания заранее предопределены. При этом желания, которые общество удовлетворить может – удовлетворяются, а невыполнимые уничтожаются благодаря генетике еще до рождения человека, в соответствующих пробирках, из которых выводится население. В «дивном новом мире» все мысли, поступки людей должны быть одинаковыми, и даже самые интимные желания должны быть у всех идентичными.

Мир в романе – одно большое государство, все люди в нем равны, но принадлежат к разным кастам. Еще не родившись, люди уже делятся на высших и низших путем химического воздействия на зародыши. Количество категорий – каст – велико – «альфа», «бета», «гамма» и так далее по алфавиту до «эпсилон». Последние специально создаются умственно неполноценными, чтобы выполнять самую грязную и неприятную работу. Высшие касты сознательно отказываются от общения с нижними. Но представитель каждой касты в любом случае «адаптируется», проходя через специальную конвейерную ленту. И лишь Великие Контроллеры не проходят адаптацию, их пониманию доступно все, что известно обычному «неадаптированному» человеку, то есть та самая «ложь во спасение», на основе которой и построен «дивный новый мир».

О. Хаксли говорит, что темой его произведения является не сам научный прогресс, а то, как он влияет на личность человека. «О дивный новый мир» отличает высокое материальное благосостояние мира. Человек как личность – это главный объект исследований О. Хаксли, а актуальность его романа связана именно благодаря направленности на исследование состояния человеческой души. В мире конвейерного труда и механической физиологии свободный человек – это небывалое явление.

Стоит отметить, что в романе в преувеличенной форме показано то, что возможно будет в будущем. Более близким к реальной действительности можно считать роман «451 градус по Фаренгейту», написанный Реем Бредбери.

«451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага» - так начинается повесть.

В ней рассказывается об обществе, которое в большинстве своем не привыкло мыслить, анализировать. Книги, как источник знаний и развития умственных способностей человека, запрещены. Люди даже не пытаются найти в них то богатство и новизну жизни, которая заложена. Общество превратилось в «груду пепла», серого, бездушного. Под температурой 451 градус горят не только листы бумаги, книги, горят и жизни людей, их души…

«Упрощение мира» происходит как внутренне, так и внешне. «Телевизионные стены» — прототип современных плазменных панелей, которые появились на рубеже XX и XXI века. Радиопередатчики типа «Ракушка» — аналог современных портативных плееров, первая модель которого появилась в 1979 году. В жизни людей из повести (Рей Бредбери представлял такими людей будущего) огромную роль играет телевидение.

Телевизионные стены заменяют им семью, работу, природу. Через эти «стены», которые описывает автор, люди будущего общаются друг с другом. Можно считать это с современным общением через скайп и социальные сети. «Родственники» напоминают популярные сегодня телепроекты.

Действительно, Рей Бредбери будто предвидел будущее, пророчески смотрел на время. В романе представлены различные модели телевизоров — начиная от огромных «телевизионных стен» и заканчивая миниатюрными переносными экранами. В тексте упоминается, что изображение передаётся на экране «в цвете и объёме», то есть действует цветное телевидение (его внедрение в США началось в год написания романа и завершилось 10-15 лет спустя, в 1960-е годы), поддерживающее 3D-изображение.

Сегодня возникает вопрос, насколько утопичны эти романы. Многое, что считалось совсем незбыточным на момент написания «451 градуса по Фаренгейту», сегодня уже прочно вошло в нашу жизнь.

Разница между выбранными произведениями Хаксли и Бредбери в том, что Хаксли не оставляет надежды на то, что общество станет на путь исправления, Бредбери же наоборот дает веру в то, что будущее будет счастливым.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.