Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурор как субъект хозяйственных процессуальных отношений.






 

Законодательство о хозяйственном судопроизводстве четко регламентирует участие прокурора в хозяйственном процессе. Правом на обраще­ние в хозяйственный суд обладает прокурор соответствующей админист­ративно-территориальной единицы Республики Беларусь или его замести­тель в пределах своей компетенции. Помощники прокуроров, прокуроры и начальники отделов, управлений, следователи такого права на предъяв­ление иска или подачу заявления не имеют.

Пpoкypop или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе обратиться в хозяйствен­ный суд с иском в интересах юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей и других лиц с их согласия.

Исковое заявление в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь могут направить:

1) Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

2) в другие хозяйственные суды - прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.

В целях упорядочения работы по обращению в хозяйственные суды прокуроров и их заместителей с исками в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и Прокуратура Республики Беларусь в связи с возникающими вопросами в правоприменительной практике установили, что:

1) в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре при установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предпри­ятий, учреждений и организаций государственных форм собственно­сти, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан - в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы;

2) пределы компетенции прокурора или его заместителя при предъявле­нии в хозяйственные суды исков и заявлений определяются террито­рией административной единицы Республики Беларусь, на которой расположена соответствующая прокуратура, а также определяются правилами подсудности и иными нормами, установленными Хозяй­ственным процессуальным кодексом;

3) прокурор или его заместитель при установлении нарушений закона, служащих основанием для предъявления иска в защиту прав и закон­ных интересов субъектов хозяйствования, в случае, если предъявление такого иска выходит за пределы их компетенции или полномочий, обращается в вышестоящую прокуратуру или прокуратуру, которая обладает соответствующими компетенцией и полномочиями для предъявления такого иска;

4) прокурор или его заместитель, предъявивший иск в интересах субъек­та хозяйствования, вправе, при наличии уважительных причин, препятствующих его участию в рассмотрении дела, в письменной форме передать полномочия по ведению дела в хозяйственном суде прокуро­ру иной административно-территориальной единицы Республики Бе­ларусь. В случае передачи полномочий по участию в рассмотрении дела нижестоящей либо вышестоящей прокуратуре, другой террито­риальной либо специализированной прокуратуре прокурор, предъ­явивший исковое заявление, обязан оформить такую передачу путем направления соответствующего письма, а также письменно уведомить об этом хозяйственный суд. На основании такого письма и служебно­го удостоверения прокуроры указанных выше прокуратур участвуют в рассмотрении дела с правами прокурора, предъявившего иск (заяв­ление);

5) хозяйственным судам при рассмотрении исков и заявлений, предъявленных прокурорами или их заместителями в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, необходимо устанавливать факт того, что данные субъек­ты хозяйствования лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы. При этом хозяйственным судам следует иметь в виду, что отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошли­ны у субъектов хозяйствования негосударственных форм собственно­сти может свидетельствовать о лишении их возможности самостоя­тельно защищать свои интересы;

6) при установлении превышения пределов компетенции или полномо­чий прокурора или его заместителя хозяйственным судам следует в со­ответствии с п. 3 ст. 96 ХПК оставлять их иски или заявления в защиту интересов субъектов хозяйствования без рассмотрения, разъясняя в со­ответствующем определении о праве субъектов хозяйствования самостоятельно обратиться с иском или заявлением в хозяйственный суд.

 

Участие прокурора в суде первой инстанции по хозяйственным делам. Иск прокурора в хозяйственный суд. Кассационное обжалование и опротестование не вступивших в законную силу решений хозяйственного суда.

 

Прокурор или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, а также в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и дру­гих лиц с их согласия.

Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявле­ний направляемого в суд лицами, обращающимися за защитой как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса, содержатся в ст. 123 ХПК. В исковом заявлении должны быть указаны:

l) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

2) имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5)доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6)расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

7)требования со ссылкой на акты законодательства Республики Бела­русь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требова­ния к каждому из них;

8)сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной кате­гории споров или договором;

9)иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

10)перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Кроме того, в исковом заявлении могут указываться ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом дей­ствий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

Протест на судебные акты, принятые по иску, заявленному в суд непосредственно субъектом хозяйствования, вправе принести прокуроры, ука­занные в ст. 120 ХПК. Протест должен содержать:

1)наименование кассационной инстанции хозяйственного суда, кото­рой адресуется протест;

2) имя (наименование) лица, подающего протест, и лиц, участвующих в деле;

З) наименование хозяйственного суда, принявшего решение, на кото­рое подается протест, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

4) требования прокурора, подавшего протест, с указанием на наруше­ния или неправильное применение норм материального либо процес­суального права;

5)несоответствие изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела;

6)перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов;

7) будет ли подаваться дополнительный кассационный протест до рассмотрения его кассационной инстанцией.

Кассационная жалоба (протест) возвращается хозяйственным судом, если:

1) она не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не указаны либо не подтверждены должным образом, либо лицом, должностное положение которого не указано, или недееспособным лицом;

2) не приложены документы, подтверждающие направление копии ли­цам, участвующим в деле;

3) не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

4) подана по истечении срока для кассационного обжалования и не со­держит ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано;

5) форма и содержание жалобы не соответствуют требованиям ст. 178 ХПК;

6) до направления лицам, участвующим в деле, определения о принятии кассационной жалобы к производству от стороны поступило заявле­ние о возвращении жалобы;

7) жалоба подана лицом, не имеющим права на ее подачу.

Указанные правила распространяются и на прокурора, принесшего кас­сационный протест, за исключением обязанности уплатить государственную пошлину.

О возвращении кассационной жалобы (протеста) выносится определение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в установленном законодательными актами порядке (ст. 180 ХПК).

Кассационная инстанция хозяйственного суда проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме. Согласно ст. 188 ХПК она вправе:

- оставить решение хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а необоснованную кассационную жалобу (протест) - без удо­влетворения;

- отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в хозяйственный суд первой инстанции;

- отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части принять новое решение;

- изменить решение хозяйственного суда первой инстанции и прекратить производство по делу или оставить иск (заявление) без рассмотрения полностью или в части.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.