Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сандхи согласных 8 страница






Среди подобных «ложных» сложных слов особенно многочисленны слова с отрицательным префиксом а-(форма перед согласным)/ал- (форма перед гласным). В целом у этого префикса ярко выражена тенденция нести на себе ударение, но место ударения в сложном слове зависит также и от морфологической структуры основы, соединяющейся с префиксом.

При соединении префикса а-/ап- с глагольными причастиями ударение, как правило, бывает на префиксе, например: dkŗ ta- 'несделанный', drista- 'невредимый', ā suta- 'невыжатый' (о соме), adevayant- 'не почитающий богов', dnimisant- 'не моргающий', dhlmsā na- 'не вредящий' и др.— ср., однако, отдельные формы причастий с безударным префиксом: arundhati- nom.pr. целебного растения, букв, 'непрепятствующая', amŗ ta- 'бессмертный', adfsta- 'невиданный' и некоторые другие.

Если префикс а-/ап- соединяется с причастием долженствования на -уа-, то ударение обычно падает на суффикс, например: anavadyd- 'безупречный', anā nukŗ tyā - 'неподражаемый',

asahya- (CB) 'неодолимый' и др.— ср., однако, agohya- 'нескрываемый', č dā bhya - 'тот, кого не обмануть' и некоторые другие.

Если префикс а-/ап- соединяется с корневым именем, то ударение обычно падает на корневое имя, например: adrdh- 'невраждебный', abhdj- 'невкусивший', ayū s- ^направляющийся', asrldh- 'невредящий' и др.

При соединении префикса a-ļ ai- с именными основами на -а- или другой основообразующий элемент, а также с различными суффиксальными именными основами имеет место большой разнобой ударения. Оно падает на последний слог у слов кармадхарая этого типа, образованных от глагольных основ: asinvd- 'ненасытный', asti'ivd- 'не выжимающий (сому)', ajuryd- 'не ■ стареющий', арадуа- 'не видящий' и др.; на первый слог, т. е. на префикс, у многих прилагательных и у некоторых существительных, например: dpriya- 'неприятный', djasra- 'не устающий', dyudhvi> i- 'не сражающийся', dpracetas- 'неразумный'; adeva- 'не-бог', аЫгауа- 'отсутствие страха', dvljin- 'плохой конь', букв, 'не-конь' и др. У другой части прилагательных и существительных ударение падает на последний слог: acitrd- 'темный', букв, 'неяркий', aiugrd- 'не грозный', 'слабый' (возможно также и dnugra-), ajarayii- 'нестареющий'; ayoddhdr- 'плохой боец', букв, 'не-боец' и др., или на корневой: atnitra- 'недруг', avtra- 'немужественный' и др.

Относительно других адъективных пргфиксов трудно вывести какую-либо закономерность, регулирующую их место ударения, если только их второй элемент не является корневым словом. В последнем случае ударение падает на корень. Вот некоторые примеры корневых слов: sukft- 'творящий благо', duskŗ t- 'творящий зло', suga- 'легкопроходимый', diirgd- 'труднопроходимый', savŗ dh- 'одновременно растущий', samdd- 'охота к борьбе' и др. В остальных случаях встречаются разные тенденции, например: siisuti- 'легкие роды', sustuti- 'прекрасное восхваление', suĢ candrd- 'прекрасно сверкающий', siibhadra- 'благодатный' и т. п. Возможны акцентные колебания в одном слове, например: dustiiti- и dā stutl- 'плохое восхваление', sujatd- и sujū ta- 'прекрасно рожденный'.

При сочетании именных основ с глагольными префиксами и предлогами ударение в словах кармадхарая чаще падает на первый член, например: ddhibhijaia- 'приправа', prdņ apā t- 'правнук', prdpaia- 'носок ноги', videva- 'небожественный' и др. Противоположная тенденция также засвидетельствована в ряде слов, например: apakū md- 'отвращение', apikaksd- 'область подмышек и лопаток' и др.

Группа слов кармадхарая представляет собой сочетание нарзчия с именной основой. Место ударения в таких словах различно, и определяется оно в основном морфологической структурой именного члена: ударение бывает на корне в случае корне-


вого имени: purasdh- 'от века победоносный', purobhu- 'находящийся впереди', sahavah- 'вместе везущий'; обычно на тематическом гласном в случае основ на -а- (при отсутствии суффикса): antarā bhara- 'приносящий в распоряжение', evā vadd- 'так говорящий', prā tahsā vd- 'выжимание (сомы) рано утром'; при одних суффиксах —на корневом гласном: piiroyavan- 'идущий впереди', prā tarltvan- 'приходящий рано утром'; при других — на суффиксе: purahsthā tdr- 'вождь', букв, 'стоящий впереди'; при третьих — на первом члене сложного слова: purō jiti- 'завоевание заранее', purō hiti- 'служба жреца-пурохита' (букв, 'установление впереди').

Класс II состоит из одного основного типа слов, который по индийской терминологии называется бахуврихи (bahuvrī hi- 'имеющий много риса'). Для этого типа сложных слов существенно не внутреннее соотношение между двумя составляющими его членами, а внешнее соотношение с другим словом, с которым данное слово согласуется, причем это слово может стоять в тексте или подразумеваться. Таким образом, слова бахуврихи принадлежат к классу прилагательных, хотя их последний член, как правило, бывает выражен существительным. В ряде случаев они оформляются суффиксами прилагательных (такие бахуврихи засвидетельствованы главным образом в самхитах после РВ), а именно -ka-: pdncacitika- (ТС) 'сложенный в пять слоев' (сШ- 'слой'Х -уа-\ dī rghajlhvyd- (PB) 'имеющий длинный язык' (jihvd- 'язык'), -а-: saumapausņ dm (caram nirvapet) (MC) '(пусть он принесет в жертву жертвенную пищу,) посвященную Соме-Пушану' {somā pā san, с вриддхи гласного первого слога каждого из членов исходного слова двандва), -in-: Ģ vaghnin- 'победитель в игре в кости' (* ž vagh «č -) и др.

Бахуврихи — это синтаксический тип сложных слов, в котором используются сложные слова класса I, прежде всего кар-мадхарая и татпуруша, приобретающие в этом новом синтаксическом употреблении адъективное значение «обладающий тем, что выражено основой», «связанный с тем, что выражено основой», например: citrdratha- 'имеющий сверкающую колесницу', aĢ lrsdn- 'безголовый', suvira- 'богатый сыновьями', 'имеющий храбрых героев', vdjrabā hu- 'с дубиной грома в руке', dhumd-ketu- 'чье знамя — дым' (эпитет Агни), goagra- 'с коровами во главе' и т. п.

Характер семантической связи слова бахуврихи с исходным сложным словом может быть весьма широким и может включать дополнительные семантические оттенки, кроме значения обладания, например: uriiyuga- (rdtha-) 'имеющая широкое ярмо (колесница)' при uruloka- (antdriksa-) '(воздух,) занимающий широкое пространство', или puruputrd- 'имеющий много сыновей' при puruvlra- 'достаточный для многих мужей' и др.

Тип бахуврихи является самым распространенным в ведийском языке. Достаточно упомянуть, что большая часть сложных

слов морфологической структуры кармадхарая в ведийских текстах употребляется как бахуврихи.

Этот тип в целом противопоставлен типам кармадхарая и татпуруша по месту ударения. Бахуврихи имеет в большинстве случаев ударение на первом члене, а кармадхарая и татпуруша— на втором. Засвидетельствованы минимальные пары, различающиеся только местом ударения, например: rā japutrd- 'сын царя', 'царский сын': rū japutra- 'имеющий царей сыновьями', ekā ksard- 'единственный слог': ekā ksara- 'односложный', аЫгауа- 'отсутствие страха': abhdya- 'не знающий страха' и др.

Противопоставленность по месту ударения двух основных классов слов — бахуврихи и татпуруша — кармадхарая является лишь общей тенденцией, осуществленной не во всех группах сложных слов. Неразличению субстантивного и адъективного значений способствует также возможность субстантивизации некоторой части слов бахуврихи. По тем или иным причинам ударение далеко не всегда может служить критерием для определения типа сложного слова, ср., например: trisadhasthd- adj. 'имеющий три сиденья', п. 'три сиденья' (Агни); durmati- \. 'злонамеренность', adj.m. 'злонамеренный' и др.

Если у слов бахуврихи первый член выражен именем, то наиболее часто это бывает прилагательное, находящееся в отношении определения к последующему существительному, например: dtrghā yus- 'имеющий долгий срок жизни', mddhudhara- 'струящий сладость', pŖ ž nigo - 'имеющий пестрых коров', ntla-flkhaņ da- (AB) 'с темным пучком волос' и др. В словах с риги- на первом месте ударение обычно падает на последний член слова, например: puruddmsa- 'совершающий многие чудесные деяния', puruvdra- 'имеющий пушистый хвост' и др. В единичных случаях прилагательное стоит после существительного, например, (piffn) yamdgresthū n (brā mds) (AB, XI, 6, 11) '(Мы призываем отцов) с Ямой во главе'. В этой роли может выступать также местоименное прилагательное, например: sdr-vavira- 'имеющий целых мужей', viž v č manu s - 'существующий для всех людей', svdvŗ sti- 'удерживающий дождь для себя' и др.; или числительное (адъективный вариант двигу), например: ekapad- 'одноногий', caturaksd- 'четырехглазый', sahdsra-parņ a 'с тысячей перьев' (о стреле) и др. Если в качестве первого члена выступают dvi- или tri-, то ударение падает на второй член, например: dvijū ni- 'имеющий двух жен', dvimā tdr- 'произошедший от двух матерей', tridhū tu- 'состоящий из трех частей', trivdrā tha- 'дающий троякую защиту' и др.

Среди слов бахуврихи, состоящих из двух существительных, нередко встречается отношение приложения, например: ū ģ vū -parņ a- 'тот, у кого кони-крылья', manitsakhi- 'тот, кому Ма-руты — друзья', indraputrā - (AB) 'та, кому Индра — сын', uksā nna- 'тот, чья еда —быки' и др. Большую группу составляют слова, находящиеся в отношении падежного управления,


например: vyaghrdprutlka- 'имеющий облик тигра', hiraņ yavar-ņ a- 'цвет золота', kš at r až r¥ - 'придающий блеск власти', vajnd-vanas- 'находящий радость в жертвоприношении' и др. Преобладает отношение родительного падежа.

Группу именных слов бахуврихи составляют сочетания с наречием-префиксом, адъективным префиксом или частицей в качестве первого члена. Ударение падает обычно на наречие-префикс, например: ddhyaksa- 'надзиратель', букв, 'направивший глаз на (что-либо)', adhivastra- 'носящий одежду', dpavrata- 'лишенный обета', abhikratu- 'сверхсильный', nirmā ya- 'лишенный обмана', virā pa- 'разноцветный' и др.

В случае, если первым членом является частица a-ļ an- или адъективные префиксы su-, dus-, ударение падает на второй член, например: aphalā - 'бесплодный', abaadhand- 'не имеющий привязи', suhasta- 'с прекрасными руками', suhiraņ yd- 'с красивым золотым украшением', durņ ā man- 'с дурным именем', durvā sas- 'плохо одетый' и др. Встречаются и акцентные нерегулярности типа siisnusa- 'имеющий хорошую сноху' и др.

У слов бахуврихи, первым членом которых является причастие на -ta-, ударение падает обычно на первый член, например: kŗ tdbrahman- 'у кого сотворена молитва', istdvrata- 'послушный желанию', dmī tavarņ a- 'у кого цвет не изменился' и др.

Существует особая группа слов бахуврихи, у которых первый член представлен причастием настоящего времени на -dt- с ударением на гласном суффикса, а второй член — существительным со значением прямого объекта по отношению к действию, выраженному причастием. Эта группа слов выделяется своей семантикой в том отношении, что первый член в ней управляет вторым, например: ksayddvī ra- 'правящий мужами', guhddava-dya- 'скрывающий ошибки', yā taydjjana- 'объединяющий людей' и др. В отдельных случаях, как в аномальном sā dddyoni- 'сидящий в лоне', глагол непереходный, и падежное управление в связи с этим иное.

Согласно индийской грамматической традиции, принято выделять в особый тип сложных слов те слова кармадхарая, которые в тексте функционируют как неизменяемые слова, представленные застывшей, наречной формой винительного (редко инструментального) падежа. Таким образом, здесь, как и в отношении типа бахуврихи, применяется внешний, синтаксический критерий для выделения типа сложных слов. Их индийское название — авьяйибхава (avyayī bhā va 'имеющие неизменяемую природу'). Первым членом является наречие-предлог или просто наречие, управляющее вторым членом. Ударение, как у наречий, бывает обычно на последнем слоге, например: anukā mdm 'по желанию', anupā rvdm 'в порядке очереди', adhaspaddm 'под ногами', pratidosdm 'к вечеру', pratikā mdm 'по желанию', yathā kā mč m Ī d., yathā kŗ tdm 'по обычаю', yathā parii 'по суставам' и др. Эти слова немногочисленны в ведийском языке. По-

скольку падежные окончания не являются критерием при установлении типа сложных слов (в данном случае A.adv.), и кроме того некоторые из этих основ — во всяком случае в РВ — могут помимо наречной формы встречаться и в виде изменяемых прилагательных [ср. viĢ vā hi martyatvanū nū kū mū (VIII, 92, 13) 'ведь все (произошло) по обычаю людей в соответствии с желанием' (N.pl.)J, нет оснований выделять эти слова в отдельный тип.

В ведах встречаются отдельные сложные слова, не моделируемые ни одним из перечисленных выше типов. Они эквивалентны целому предложению. Вот некоторые примеры: ahamut-taresu (AB, IV, 22, 1) 'в делах превосходства' (букв, 'в делах: «я — высший»'), tadldarthā h (РВ, VIII, 2, 16) 'прямо идущие к цели' (букв, 'вот и цель') и др.


имя

Класс имени в ведийском языке характеризуется на морфологическом уровне пересечением трех грамматических категорий: рода, числа и падежа. В зависимости от особенностей выражения этих категорий в пределах класса имени различаются подклассы существительных, прилагательных, числительных, местоимений. Для основных, наиболее типичных подклассов — существительных и прилагательных — релевантны все три грамматические категории. Некоторые разряды местоимений и числительных характеризуются двумя или даже одной грамматической категорией: категория числа не свойственна в принципе числительным, категорию рода не выражает большинство количественных числительных и личные местоимения. Таким образом, наиболее экстенсивной в классе имени, включая все его подклассы, является категория падежа.

Категория рода в ведийском языке складывается из противопоставления трех граммем: мужского (т.), женского (f.) и среднего (п.) рода. В структуре оппозиций этих трех граммем существует определенная иерархия. Граммема среднего рода противостоит граммемам мужского и женского рода, вместе взятым, как обладающая признаком неодушевленности в противоположность одушевленным (или во всяком случае потенциально способным выражать одушевленность). Среди граммем, обладающих одушевленностью, женский род отождествляется как обладающий признаком феминальности в отличие от мужского рода, лишенного этого признака. В результате маркированным членом лервой оппозиции оказывается средний род, второй оппозиции — женский (табл. 3).

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.