Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-методологические основания содержания раздела 4 страница






26. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981.

 

Раздел № 2. Тема № 8. «Психический познавательный процесс ″ Речь″»

Речь в качестве психического познавательного процесса (ППП) использования человеком языка, языковых значений, в основном, для общения с другими людьми и с базовой целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Речь как сложившаяся в процессе материальной и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, словами и знаками. Речь в качестве процессов порождения, передачи и восприятия людьми разнообразных сообщений с коммуникативными целями.

Регуляция и контроль человеком с помощью речи собственной практической и психической деятельности. Концепция Л.С. Выготского о речи как о высшей психической функции.

Детерминация речи другими психическими познавательными процессами, прежде всего, – мышлением. Концепция С.Л. Рубинштейна.

Речь в качестве речевой деятельности (речевых действий). Концепция А.Н. Леонтьева.

Базовые типы речи: речь активная и реактивная (речевые стереотипы); речь вербальная (словесная) и невербальная (рукописная, печатная, т.н. изобразительная).

Основные формы речи: разговорная, логическая, художественная (поэтическая), устная, письменная.

Фазы, этапы функционирования речи как психического познавательного процесса: 1) фаза ориентировки; 2) фаза планирования; 3) фаза реализации; 4) фаза контроля. Представленность в каждом данном конкретном речевом акте всех этих 4-х фаз психического познавательного функционирования речи. Концепции Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Место речи в системе высших психических функций человека – роль речи в сознании.

Виды речи: внешняя речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь. Внутренняя речь как «сгусток смысла», – по выражению Л.С. Выготского. Развитие, формирование видов речи. Концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Полемика Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по вопросам формирования и развития данных видов речи. Подвиды внутренней («мысленной») речи: 1) внутреннее проговаривание («речь про себя»); 2) собственно «речь внутренняя» (в узком содержательном смысле), выступающая в качестве средства вербального и вербально-логического мышления; 3) внутреннее (мысленное) программирование собственного поведения и деятельности в качестве психической познавательной взаимосвязи между речью, мышлением и памятью.

Культурно-исторические информационные функции речи, как психического познавательного процесса, имеющего социальную значимость: сообщение, выражение, воздействие, мышление, общение, познание. Концепция Л.С. Выготского.

Взаимосвязь речи с другими психическими познавательными процессами. Качественная взаимосвязь мышления и речи.

Речь и язык. Единственность и первичность речи как психического познавательного процесса. Вторичность языка как средства выражения речи.

Язык как система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык в качестве системы символов, понятий, сигналов, представленных в осмысленной и заданной людьми форме. Язык как генеральный способ реализации речи, функционирующий на её основе.

Социальные, общественные значения языка: 1) язык как средство общения, 2) язык как система словесного выражения мысли.

Строение языка. Слова в качестве частиц языка. Значение и смысл слов. Интериоризация и экстериоризация смысловых понятийных значений слов человеком. Опосредованность, символичность, обобщённость, абстрактность слов как понятий. Концепция Л.С. Выготского о смысле слов как об их символическом значении и о психоонтогенезе речевого/языкового развития человека. Словосочетания, фразы и предложения как элементы языка.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 8 раздела № II

1. Охарактеризуйте речь в качестве психического познавательного процесса использования человеком языка, языковых значений.

2. Каковы психофилогенетические «цели» речи как психического познавательного процесса?

3. Осветите речь как сложившуюся в процессе материальной и преобразующей деятельности людей форму общения.

4. Объясните опосредование речи языком, словами и знаками.

5. Разъясните речь в качестве процессов порождения, передачи и восприятия людьми разнообразных информационных сообщений с коммуникативными целями.

6. Каким образом, человеком, с помощью речи, осуществляется регуляция и контроль собственной практической и психической деятельности?

7. Разъясните концепцию Л.С. Выготского о речи как о высшей психической функции.

8. Каким образом осуществляется детерминация речи другими психическими познавательными процессами?

9. Как речь предопределена мышлением?

10. Объясните концепцию С.Л. Рубинштейна о взаимосвязи мышления и речи.

11. Раскройте речь в качестве речевой деятельности (речевых действий).

12. Расскажите о концепции А.Н. Леонтьева о речи как о речевой деятельности.

13. Содержательно осветите базовые типы речи.

14. Каковы основные формы речи?

15. Опишите фазы, этапы функционирования речи как психического познавательного процесса.

16. Что такое речевой акт? Как в нём представлены фазы функционирования речи?

17. Каково место речи в системе высших психических функций человека? Какова роль речи в сознании?

18. Какие выделяются виды речи?

19. Детально опишите внутреннюю речь. Осветите по данному вопросу позицию Л.С. Выготского.

20. Каким образом происходит развитие, формирование видов речи? Раскройте концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по данному вопросу.

21. Подробно опишите научную полемику Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по вопросам формирования и развития видов речи.

22. Какие имеются подвиды внутренней речи? Как они функционируют?

23. Каковы культурно-исторические информационные функции речи? Содержательно раскройте научные взгляды Л.С. Выготского по этому вопросу.

24. Охарактеризуйте взаимосвязь речи с другими психическими познавательными процессами.

25. Опишите взаимосвязь речи и ощущения.

26. Опишите взаимосвязь речи и восприятия.

27. Опишите взаимосвязь речи и внимания.

28. Опишите взаимосвязь речи и памяти.

29. Опишите взаимосвязь речи и воображения.

30. В чём состоит качественная взаимосвязь речи и мышления?

31. Речь и язык. Их связь и соотношение.

32. Дайте определение языку в смысловом контексте речи.

33. Каковы социальные, общественные значения языка? Каково строение языка?

34. Тщательно опишите концепцию Л.С. Выготского о смысле слов и об их символическом значении. Как, по Л.С. Выготскому, происходит психоонтогенез речевого/языкового развития человека?

35. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Речь» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2 на стр. № 75). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Речь».

Рекомендуемая по теме № 8 раздела № II литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 – «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

7. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

10. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.

11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

13. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

14. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3-х кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

16. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

17. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: «Субъект деятельности». Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология» – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

18. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

19. Пиаже Жан: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001.

20. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

21. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

23. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

24. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ РАЗДЕЛУ

«ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.

2. Анатомия центральной нервной системы. Учебно-методическое пособие. / Коган Б.М., Дроздов А.З. – М.: СГА, 2007.

3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб., 2005.

4. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов на Дону: Феникс, 2001.

7. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 - «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

10. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

11. Дубынин В.А. Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. – М., 2003.

12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

13. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М., 1988.

14. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

17. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

18. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

19. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - 3-е изд. – М.: МПСИ; Флинта, 2002.

20. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

21. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003.

22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений в 3-х кн. - 6 изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

23. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

24. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 «Субъект деятельности». Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

25. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

26. Пиаже Жан: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001.

27. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

28. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

29. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999.

30. Психофизиология. Под ред. Александрова Ю.И. – СПб., 2006.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

32. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

33. Узнадзе Д.Н. Общая психология. / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

34. Физиология высшей нервной деятельности. Учебно-методическое пособие / Сумский Л.И., Дроздов А.З. – М.: СГА, 2007.

35. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М., 2002.

36. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М.: ПЕРСЭ, 2002.

37. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1976.

38. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. «Субъект познания»: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

39. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981.

40. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., 2002.

41. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. – М., 2003.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.