Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-методологические основания содержания раздела 2 страница






5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: Феникс, 2001.

7. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 - «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

10. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

11. Дубынин В.А. Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. – М., 2003.

12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

16. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - 3-е изд. – М.: МПСИ; Флинта, 2002.

17. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

18. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

20. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

21. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология» – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

22. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

23. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999.

24. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

25. Психофизиология. Под ред. Александрова Ю.И. – СПб., 2006.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

27. Физиология высшей нервной деятельности. Учебно-методическое пособие. / Сумский Л.И., Дроздов А.З. – М.: СГА, 2007.

28. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М., 2002.

29. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

30. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., 2002.

31. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. – М., 2003.

 

Раздел № 2. Тема № 3. «Психический познавательный процесс ″ Восприятие″»

Особая взаимосвязь ППП «Ощущение» и ППП «Восприятие». Ощущуние как физиологическая и психическая база восприрятия. «Начало» Восприятия в психическом акте «собирания» воедино всех основополагающих ощущений, «поступивших» от органов чувств.

М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер и другие исследователи психического познавательного процесса (ППП) «Восприятие».

Гештальт-психология (от нем. gestalt – образ, форма) о восприятии. Гештальт как образное представление об отдельном комплексном объекте (предмете) и/или о каком-либо классе объектов (предметов).

Восприятие в качестве ППП.

Физиологическая база восприятия (ППП «ощущение») и психическая надстройка восприятия («высшие» ППП, в особенности – мышление).

Концепция А.Н. Леонтьева. Психическая область восприятия. Восприятие в качестве перцептивных ориентировочно-ознакомительных действий, направленных на ознакомление с предметом (объектом). Восприятие как познавательная деятельность.

Человек как субъект перцепции (от англ. perception - восприятие). Аналогии с субъектом познания, субъектом общения, субъектом деятельности.

Генеральный «механизм» формирования перцептивного образа (образа восприятия). Фигура и фон в восприятии. Содержательные особенности социальной перцепции.

Характеристика перцептивного акта (акта восприятия). Восприятие как процесс, состоящий из отдельных, но «переплетённых» друг с другом перцептивных актов.

Комплексное определение ППП «Восприятие». Восприятие в качестве непрерывного процесса формирования целостных образов окружающего мира.

Психофизиологическая роль восприятия. Модальность восприятия. Связь ведущей модальности восприятия и модальности ощущения: визуалы, аудиалы, кинестетики, смешанные типы.

Свойства ППП «Восприятие». Апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта) как общее свойство ППП «Восприятие». Концепция В. Вундта.

Свойства (качества) ППП «Восприятие» по А.Н. Леонтьеву: целостность, константность (постоянство, непрерывность), предметность, осознанность, категориальность («понятийность»), произвольность (преднамеренность), избирательность.

Восприятие и установка личности. Концепция Д.Н. Узнадзе.

Иллюзии восприятия. Визуальные смысловые иллюзии восприятия.

Виды ППП «Восприятие». Критерии (основания) выделения видов восприятия.

Виды восприятия, выделяемые по критерию ведущего в данном конкретном акте восприятия органа чувств (анализатора): визуальное (зрительное), аудиальное (слуховое), тактильное (осязательное), вкусовое, обонятельное восприятие.

Виды восприятия, выделяемые по критерию целенаправленности восприятия: непредумышленное (непроизвольное) и предумышленное (произвольное) восприятие.

Восприятие пространства как вид восприятия.

Восприятие времени как вид восприятия.

Восприятие движения как вид восприятия.

Восприятие сложных звуков (речь, симфония) как вид восприятия.

Эмоциональное восприятие в качестве особого вида ППП «Восприятие».

Восприятие живой и неживой природы в качестве специфических видов восприятия.

Эйдейтическое (художественное, творческое) восприятие в качестве специального вида восприятия.

Восприятие разного рода информации (информационного материала) в качестве специализированного вида восприятия.

Связь ППП «Восприятие» с другими психическими познавательными процессами (ощущение, внимание, память, воображение, мышление, речь). Особая связь восприятия и мышления (осмысленность восприятия). Опосредование восприятия речью.

Восприятие в качестве всеобъемлющего психического познавательного процесса.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 3 раздела № II

1. Особая связь ППП «Ощущение» и ППП «Восприятие».

2. Осветите взгляды гештальт-психологов на ППП «Восприятие».

3. Опишите восприятие в качестве ППП.

4. Что является физиологической базой и психической надстройкой восприятия?

5. Объясните концепцию А.Н. Леонтьева о функционировании ППП «Восприятие».

6. Опишите восприятие как систему ознакомительных познавательных действий с предметным объектом.

7. Охарактеризуйте человека в качестве субъекта перцепции.

8. Каков психический механизм формирования перцептивного образа?

9. Что такое перцептивный акт?

10. Дайте комплексное определение ППП «Восприятие».

11. Расскажите о психофизиологической роли восприятия.

12. Чем является модальность восприятия?

13. Опишите качества ППП «Восприятие».

14. Опишите апперцепцию в качестве гекнерального свойства ППП «Восприятие».

15. Объясните связь восприятия и установки.

16. Охарактеризуйте концепцию Д.Н. Узнадзе.

17. Свойства ППП «Восприятие» по А.Н. Леонтьеву.

18. Опишите целостность как базовое свойство ППП «Восприятие».

19. Опишите константность как основополагающее свойство ППП «Восприятие».

20. Опишите предметность как основное свойство ППП «Восприятие».

21. Опишите осознанность как свойство ППП «Восприятие».

22. Опишите категориальность как свойство ППП «Восприятие».

23. Опишите произвольность как свойство ППП «Восприятие».

24. Опишите избирательность как свойство ППП «Восприятие».

25. Расскажите об иллюзиях восприятия как о свойстве ППП «Восприятие».

26. Осветите виды восприятия. По каким критериям выделяются виды восприятия?

27. Объясните виды восприятия, выделяемые по критерию ведущего в данном конкретном акте восприятия органа чувств.

28. Объясните виды восприятия, выделяемые по критерию целенаправленности восприятия.

29. Объясните восприятие пространства.

30. Объясните восприятие времени.

31. Объясните восприятие движения.

32. Объясните восприятие сложных звуков как вид восприятия.

33. Объясните эмоциональное восприятие в качестве вида ППП «Восприятие».

34. Объясните восприятие живой и неживой природы в качестве видов восприятия.

35. Объясните эйдейтическое восприятие в качестве вида восприятия.

36. Объясните восприятие разного рода информации в качестве вида восприятия.

37. Обоснуйте связь восприятия с другими психическими познавательными процессами.

38. Какова особенная взаимосвязь ощущения и восприятия?

39. Какова взаимосвязь восприятия и внимания?

40. Какова взаимосвязь восприятия и памяти?

41. Какова взаимосвязь восприятия и воображения?

42. Какова освобая взаимосвязь восприятия и мышления?

43. Какова опосредованнная взаимосвязь восприятия и речи?

44. Какова познавательная специфика социальной перцепции?

45. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Восприятие» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2 на стр. № 75). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Восприятие».

Рекомендуемая по теме № 3 раздела № II литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект. Альма-Матер, 2003.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 - «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

7. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

11. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

12. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. М.: СГУ, 2006.

13. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003.

14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

15. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

16. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

17. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

18. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999.

19. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

20. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

22. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

23. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

 

Раздел № 2. Тема № 4. «Психический познавательный процесс ″ Внимание″»

«Внимание» в качестве психического познавательного процесса (ППП). Внимание как вектор психической активности личности. Внимание в качестве генеральной формы сосредоточенности внутренней (психической) и внешней (предметно-манипулятивной) деятельности субъекта на каком-либо реальном (физическом) и/или «идеальном» (психическом) объекте. Внимание и психическая деятельность субъекта. Регулирование направленности и концентрация психической активности как основополагающая функция внимания. Определения внимания как ППП и внимательности как личностного качества.

Свойства внимания (Вн.). Произвольность Вн. Сосредоточенность Вн. Устойчивость Вн. Концентрация Вн. Переключаемость Вн. Распределение Вн. Объём Вн. (7 ± 2). Избирательность Вн. Отвлечение Вн. Рассеянность Вн.

Виды внимания. Непроизвольное Вн. Произвольное Вн. Послепроизвольное (постпроизвольное) Вн. Взаимопреемственность видов внимания в контексте осуществления психической деятельности.

Внимание и другие психические познавательные процессы. Психические познавательные тенденции взаимодействия внимания с восприятием, памятью, воображением, мышлением и речью. Особая взаимосвязь внимания с восприятием и с памятью по параметру «физического» объёма кратковременной памяти.

Концепция В. Вундта о внимании и механизм действия внимания по В. Вундту. Взаимозависимость внимания и воли. Факторы, вызывающие непроизвольное внимание. Научные взгляды А.Н. Леонтьева на наблюдательность как на личностное познавательное качество. Теория А.Н. Леонтьева о филогенетической преемственности ориентировочного рефлекса, ориентировочного поведения и ориентировочной деятельности, выражающей собой квинтэссенцию внимания.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 4 раздела № II

1. Опишите внимание в качестве психического познавательного процесса.

2. Внимание как психическая парадигма сосредоточенности внутренней и внешней деятельности субъекта.

3. Внимание как основополагающий фактор осуществления субъектом целенаправленной психической деятельности.

4. Регулирование направленности и концентрация психической активности в качестве базовой функции внимания.

5. Определите внимание как ППП и внимательность как личностное качество.

6. Осветите свойства внимания.

7. Опишите произвольность как свойство внимания.

8. Опишите сосредоточенность как свойство внимания.

9. Опишите устойчивость как свойство внимания.

10. Опишите концентрацию как свойство внимания.

11. Опишите переключаемость как свойство внимания.

12. Опишите распределение как свойство внимания.

13. Опишите объём как свойство внимания.

14. Осветите связь объёма внимания, объёма кратковременной памяти и объёма восприятия.

15. Опишите избирательность как свойство внимания.

16. Опишите отвлечение как свойство внимания.

17. Опишите рассеянность как свойство внимания.

18. Расскажите о видах внимания.

19. Содержательно раскройте непроизвольное внимание как вид внимания. Какие факторы вызывают непроизвольное внимание?

20. Содержательно раскройте произвольное внимание как вид внимания.

21. Содержательно раскройте послепроизвольное внимание как вид внимания.

22. Каким образом виды внимания «наследуют» друг другу в процессе психического сосредоточения?

23. Осветите взаимосвязь внимания и других психических познавательных процессов в ходе осуществления субъектом психической познавательной деятельности.

24. Каковы психические закономерности взаимодействия внимания с восприятием, памятью, воображением, мышлением?

25. Объясните особую взаимозависимость внимания и речи.

26. Какова психическая взаимосвязь внимания и воли?

27. Расскажите о научной концепции В. Вундта об особенностях функционирования ППП «Внимание». Объясните «схему действия» внимания по В. Вундту.

28. Объясните научное мнение А.Н. Леонтьева о наблюдательности как о психическом проявлении внимания.

29. Каковы филогенетические предтечи, по А.Н. Леонтьеву, ориентировочной деятельности как сознательной психической направленности внимания?

30. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Внимание» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2 на стр. № 75). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Внимание».

Рекомендуемая по теме № 4 раздела № II литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект. Альма-Матер, 2003.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006.

5. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 - «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

8. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб., Питер, 2007.

13. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. М.: СГУ, 2006.

14. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений. В 3 кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

16. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

17. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология» – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

18. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

19. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

20. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

22. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

23. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

24. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1976.

 

Раздел № 2. Тема № 5. «Психический познавательный процесс ″ Память″»

«Память» (англ. - memory) как психический познавательный процесс. «Память» как единый и неделимый психический познавательный процесс (ППП), осуществляющийся с помощью целого ряда подпроцессов или процессов памяти. ППП «память» в качестве процессов восприятия, запечатления, запоминания, сохранения, узнавания, переработки, вытеснения, забывания и воспроизведения человеком (субъектом познания) разного рода информации (информационного материала), полученной, усвоенной, интериоризированной им.

Основные подпроцессы (базовые процессы) памяти: запоминание, сохранение, узнавание, забывание, воспроизведение.

Генеральная психическая познавательная функция памяти – запоминание, - осуществление запоминания информации. Базовые свойства памяти: длительность запоминания, прочность запоминания, легкость воспроизведения. Основополагающее качество памяти – многофакторность, полифункциональность запоминания, что выражается в многообразии видов памяти и в качественном разнообразии запоминаемой через их посредство (с их помощью) информации.

Виды памяти и классификация видов памяти. Виды памяти классифицируются по следующим пяти главным критериям (признакам).

1. По времени сохранения информационного материала: кратковременная, оперативная, долговременная память (рассматриваются также параметры «работы» данных сущностных видов памяти, особо анализируется долговременная память).

2. По преобладающему в процессе запоминания органу чувств (анализатору): зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная память.

3. По способу запоминания информационного материала человеком (субъектом познания), т.е. по наличию или отсутствию целеустремлённости запоминания: произвольная, непроизвольная память.

4. По «предпочитаемому» (вольно или невольно) человеком (субъектом запоминания) способу, методу, приёму запоминания информационного материала, - ассоциативная, образная, логическая, словесно-логическая память.

5. По характеру, по содержанию самого информационного материала, «диктующего» вид запоминания: двигательная, эмоциональная, генетическая память.

В каждый данный момент времени, относительно каждого конкретного акта запоминания, память любого человека обладает, по меньшей мере, одной характеристикой по каждому критерию (видовому признаку), иногда – несколькими, не противоречащими друг другу, характеристиками (видовыми особенностями).

Взаимосвязь памяти с другими психическими познавательными процессами. Особая взаимосвязь памяти с воображением и мышлением. Взаимозависимость памяти и внимания. «Задача на запоминание» как условие продуктивности памяти. Внимание и воля. Запоминание и воспроизведение. Мнемонические приёмы запоминания. Тренировка памяти.

«Магическое число» 7 ± 2 предмета (объекта) – физический объём внимания и кратковременной памяти. Научные теории (концепции) «работы» памяти. Концепция В. Вундта. Концепция И.П. Павлова. Концепция А.Р. Лурия. Концепция Л.С. Выготского. «Эффект Зейгарник» (эффект незавершённого, незаконченного действия).

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 5 раздела № II

1. Дайте развёрнутое определение ППП «Память».

2. С помощью каких процессов (подпроцессов) осуществляется ППП «Память»?

3. Опишите процесс памяти «запечатление» (восприятие информации).

4. Опишите процесс памяти «переработка» (запомненной информации). Какой ещё ППП здесь напрямую задействован?

5. Опишите процесс памяти «вытеснение». Что, в большей степени, вытесняется?

6. Каковы основные процессы (подпроцессы) памяти как ППП? Дайте им подробную характеристику.

7. Опишите процесс памяти «запоминание».

8. Опишите процесс памяти «сохранение».

9. Опишите процесс памяти «узнавание».

10. Опишите процесс памяти «забывание».

11. Опишите процесс памяти «воспроизведение».

12. Какова генеральная психическая характеристика памяти как ППП?

13. Каковы базовые свойства памяти? Детально охарактеризуйте их.

14. Расскажите о длительности и прочности запоминания, как о свойствах памяти (в особенности, - долговременной памяти).

15. Расскажите о легкости воспроизведения как о свойстве памяти.

16. Расскажите о полиаспектности запоминания как об основополагающем качестве памяти. Тщательно проанализируйте психическое познавательное значение многоаспектности памяти.

17. По каким пяти основополагающим критериям (признакам) подразделяются виды памяти? Раскройте свой ответ.

18. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по времени сохранения информационного материала». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Каковы их психические познавательные особенности, какова специфика психического познавательного функционирования этих видов памяти? Какие параметры влияют на эффективность долговременной памяти?

19. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по преобладающему в процессе запоминания органу чувств». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Какова их психическая познавательная специфика?

20. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по способу запоминания информационного материала человеком». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Каковы их психические познавательные особенности?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.