Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие деятельности






Как человеческое творение культура превос­ходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность чело­века не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рас­сматриваемая без этой разумной деятельности, ограни­чена только способностями чувственного восприятия и инстинктами или же рассматривается в состоянии зачаточном и неразвитом.

Человек претворяет и достраивает природу. Культу­ра — это формирование и творчество. Противопостав­ление «природа и человек» не имеет исключительного смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа... Не было и нет чисто природного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек куль­турный», то есть «человек творящий».

Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу означает овла­деть не только внешней, но и внутренней, то есть че­ловеческой природой, на что способен только человек. С этой точки зрения возможно следующее приближе­ние к определению культуры, которое дает француз­ский культуролог А.де Бенуа: «Культура — это специ­фика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до куль­туры, появление его на арене истории надлежит рас­сматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового». Человек и культура, отмечает А.де Бенуа, неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает.

Человек сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить на ней свой мир, мир культуры как дальнейшую ступень мировой эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Более того, его внутрен­няя принадлежность к обеим этим системам свиде­тельствует о том, что между ними существует отноше­ние не противоречия, а взаимной дополнительности.

Культура — это природа, которую «пересоздает» че­ловек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Всякое их противопоставление наносит ущерб достоинству человека. Он — единственное су­щество, способное к непрестанному новаторству. Человек — уникальный творец истории, придающий ей смысл через регулярную смену символов. Для челове­ка, как такового, культура первичнее природы, исто­рия первичнее биологии. В отечественной литературе противоречие между природой и культурой преодолева­ется зачастую через категорию деятельности. Многие ученые отмечают, что культура как феномен стала воз­можной только благодаря такой способности человека, как деятельность. В этом смысле культура определяется как результат всей человеческой деятельности.

И такой тезис тоже нуждается в критической оцен­ке. Дело в том, что расширительное истолкование дея­тельности как подосновы культуры не позволяет вы­явить специфику культуры как феномеМожно ли в этом контексте сопоставить, скажем, культуру и обще­ство? И то и другое является продуктом человеческой деятельности. Однако эти феномены не тождественны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.