Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурные космосы






Один из примечательных феноменов совре­менной социокультурной ситуации — обнаружение мно­жественности культурных космосов на земле. Первым подходом к этой проблеме явилось истолкование свое­образных культур в Африке, Океании и других регионах. Постепенно складывались три специфические, в извест­ной мере полярные трактовки культуры «примитивов».

В первом варианте эти культуры рассматривались как своеобразные, радикально отличные от европей­ских и могущие дать человечеству набор альтернатив­ных форм существования. Во втором случае африкан­ские и иные культуры оценивались как «отсталые», «примитивные». Однако при этом подчеркивалась их архетипность. Это означало, что изучение тропических культур открывает путь к раскрытию многих теорети­ческих проблем. Эти культуры оценивались как дале­кая история европейской цивилизации. Неевропей­ские культуры изучались с применением психоанали­тических и структуралистских подходов (Леви-Стросс, Мюнстербергер, Сидов).

Исследователи пытались выявить некие универ­сальные мотивы, сюжеты, штрихи, которые свидетель­ствовали бы о единой судьбе человечества. Ранние и патриархальные культуры рассматривались как пред­вестие западной культуры. Наконец, в третьем случае неевропейские народы пленяли исследователей не только своеобразием. Эти культурные миры считались малоизведанным маршрутом человечества, готового пойти по магическому пути.

Естественный ритм жизни представителей архаи­ческих культур, простые патриархальные связи между людьми, близость к природе, свобода от сложных со­циальных и технологических структур — именно эти черты поэтизировались европейскими художниками конца XIX — первой половины XX в. (Гоген, Пикассо, экспрессионисты). Особый мир экзотических культур мыслился как идеал для Запада. Выражая специфичес­кую духовность.островитян Таити, воссоздавая живо­писный современный эпос, Гоген усматривал в таком «опрощении» спасение европейской культуры.

Открытие тропических культур поставило перед ис­следователями множество вопросов. Предстоит выяс­нить, насколько адекватно воспроизводится дух архаи­ческих ментальностей? Соответствует ли художествен­ная идеализация островных миров своим прототипам? В какой мере в факте множественности культур про­ступают универсальные закономерности? Многочис­ленные исследования свидетельствуют о том, что про­изведенные экспертизы отражали не столько схвачен­ную реальность, сколько стремление романтизировать «примитивы».

«Пикассо, Матисса, Вламинка поразили в «прими­тивном» искусстве язык форм, а также необычайной силы экспрессия; в «примитивных» произведениях ис­кусства Пикассо видел, прежде всего, по его собствен­ному выражению, «оружие, помогающее справиться с духами, с подсознательным». Экспрессионисты склон­ны были еще более произвольно идеализировать жизнь островитян и манипулировать информацией об их искусстве по своему усмотрению».

Обычно антропологи также усматривали в архаи­ческих культурах прообраз нового общества, которое могло бы реализоваться через метафорическую, симво­лическую революцию. Культурные ритуалы и нормы других миров казались европейцу невозможными. Однако исследователи показывали, как дети и внуки по­могают старику, утратившему способность трудиться, уйти из жизни, как молодой мужчина вступал в брак одновременно с девушкой и ее матерью-вдовой. В этом контексте контроверза «варварское» и «цивили­зованное» теряла смысл.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.