Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарий — мысленный эксперимент






Возможности сценарного метода уже оценивались в главе 1. Сейчас мы по­смотрим на него с другой стороны.

Угроза дезорганизации тем меньше, чем больше мы умеем проникать в возможное будущее.

На примере управленческого эксперимента особенно явно видна необхо­димость разведочных методов, способов «прощупывания» будущего. Полевой эксперимент иногда бывает болезнен, чреват потерями и непредвиденными рисками. Зато есть методология, которая позволяет «разведку» будущего провести мысленно, а значит, и без упомянутых издержек.

Сценарное мышление

Сценарный метод появился как альтернатива прогнозам и в период, когда изменчивость, неопределенность общественного и организационного разви­тия достигли такой степени, что прогнозы стали несбыточными, оказались невозможными, несмотря на самый сложный и изысканный математиче­ский аппарат, разработанный именно в поддержку прогнозов. Сценарный метод показал возможности работать с будущим, избегая прогнозов.

Наиболее привычным для современного управления является программ­ное мышление, В чем его суть? В том, что цель заранее известна и достаточ­но четко описана. Затем эта цель делится на ряд подцелей, каждая из которых снова делится на более конкретные и частные подцели. Это деление закан­чивается тогда, когда очередную подцель мы можем сформулировать в виде задания определенному работнику. Завершив, таким образом, построение дерева целей, мы начинаем двигаться в обратном направлении вплоть до достижения главной, единой цели. Как специальная управленческая техно­логия, программы появились в виде систем ПАТТЕРН, ПЕРТ и, что более известно у нас, сетевых графиков.

Сценарное мышление строится противоположным способом. Потребность в нем появляется в случаях отсутствия цели или слишком большой неопре­деленности в ее формулировке. Бывает так, что мы имеем достаточную оп­ределенность только в описании исходного состояния, а цель предстоит еще



Час п.V. НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ


Гпам 20. УПРАВЛ? НЧ! СКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ


ЮТ


 


найти. Скажем, предприятие в состоянии выпускать продукцию, отличаю­щуюся очень большим разнообразием, и нам трудно решить, какой именно ассортимент будет принят рынком, на производстве каких изделий следует остановиться. Тогда мы можем рассмотреть движение из исходного состоя­ния по различным вариантам ассортиментных групп или конкретных из­делий. Если мы сделаем ставку на первый вид изделий, то получим такое-то состояние наших финансов, перспектив и проч. Из этого нового состояния мы представим себе следующие возможные действия на следующем шаге также с оценкой их последствий, насколько они видны из сегодняшнего дня. Так мы можем проследить последовательно максимум три-четыре шага, но по разным вариантам. Большее количество шагов сценарий не выдержива­ет из-за чрезмерной неопределенности самих возможностей, когда наши рациональные предположения вынужденно переходят на уровень гадания или мечты.

Итак, если построение программы отвечает на вопрос «что нужно для?..» — то построение сценария основано на вопросе «что будет, если?..».

Теперь мы рассмотрим два подхода к построению сценария, или два спо­соба сценарного мышления.

Читатель может сказать, что сценарная методология не нова и широко используется. Например, крупными нефтяными и другими компаниями для оценки возможных тенденций на рынке и выработки стратегических решений. Да, применение сценариев действительно встречается в бизнес-стратегиях, при работе над государственными решениями и т. д. Но в каком виде?

Насколько мне известно — это пассивные сценарии. Упрощенно это вы­глядит так: берутся две крайние возможные тенденции развития событий: оптимистическая и пессимистическая. Первая показывает, как может повес­ти себя рынок (объемы производства, цены, поведение участников) в самом лучшем варианте. Вторая — показывает то же самое, но в худшем для нас случае, когда обстановка будет складываться не в нашу пользу, либо эта польза будет минимальной. А потом прокладывается некоторая вообража­емая программа действий между этими двумя крайностями, которая и на­зывается оптимальной линией нашего поведения. Я неоднократно замечал, что первые две тенденции берутся в маловероятных, т. е. преувеличенных показателях. Такой сценарий отвечает на вопрос: что делать, если обстанов­ка будет меняться так... или иначе?..

Гораздо более содержательным и полезным я считаю деятельный сцена­рий. Он отвечает на вопрос: что будет, если мы поступим так или иначе?.. Надеюсь, разница заметна. В первом случае мы оставляем инициативу внеш­ним обстоятельствам, во втором — оцениваем последствия собственных действий. Здесь у нас появляется гораздо больше вариантов в зависимости от обстановки и наших интересов. Поэтому деятельный сценарий и есть более развитый вариант мысленного управленческого эксперимента.


В такой эксперимент реально не вовлекаются судьбы людей, актинон, организаций, поскольку сценарий выстраивается на планшете. Но его пре­имущества в том, что он довольно быстро может представить нам картину возможных шагов и их последствий, и мы выберем из этих последствий луч­шие для нас.

Фактически речь идет о поиске целей, о механизме целеполагания. По­строение сценария есть механизм выработки новых целей в условиях, когда организация, город, регион, государство стоят перед радикальным выбором, перед необходимостью базовых изменений. Деятельная сценарная методо­логия дает возможность избежать прогнозов: мы не утверждаем, что именно будет, ибо прогнозы в наше время слишком ненадежны. Но мы оцениваем целесообразность различных вариантов наших действий в меняющейся си­туации, причем меняющейся под нашим воздействием, как следствие наших шагов. Разумеется, с учетом объективных условий и тенденций. И когда наиболее целесообразный вариант признан не только предпочтительным, но и реализуемым, тогда все наши усилия должны быть направлены на движе­ние именно к этому варианту. Потому что он становится нашей целью. Вот почему сценарный метод является средством не столько достижения цели, сколько поиска ее. Часто найти правильную цель — не менее важно, чем успешно обеспечить ее достижение.

Итак, программная методология предназначена для достижения уже известных целей, сценарнаядля поиска новых целей. И когда мы такую цель сценарно определили, она ставится на программу, т.е. для достижения сценарно выбранной цели используется программная методология. Иначе говоря, программа есть органическое продолжение сценария. Сценарий полезен для целеполагания, программа — для целедостижения.

Разумеется, сценарий очень подвижен и быстро меняется, его нужно по­стоянно обновлять.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.