Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и состав бортовых средств связи воздушных судов






Экипаж воздушных судов (ВС) должен иметь постоянно действующую связь с диспетчерскими, пунктами службы УВД с момента запуска авиадвигателей и до момента заруливания на стоянку. Основным и единственным средством связи, обеспечивающим прямые переговоры экипажа ВС сдиспетчерами центров УВД и экипажами других ЛА, находящихся в полете, является авиационная воздушная связь. Она осуществляется в диапазонах метровых (MB), декаметровых (ДКМВ) и гектометровых (ГКМВ) радиоволн. Однако основа авиационной воздушной связи — метровый канал связи, представляющий собой совокупность технических устройств и среды, которые служат для передачи сообщений.

Основные достоинства МВ-диапазона: высокая помехозащищенность (малый уровень внешних помех), более устойчивое прохождение радиоволн (независимость мощности и других параметров в принимаемых сигналах от времени суток и времени года), а также малые размеры антенн. Недостатком является ограниченная дальность.

Связь на МВ-диапазоне между двумя абонентами (ВСи диспетчерами служб УВД) осуществляется в том случае, если между их антеннами прямая видимость.

Диапазон декаметровых (коротких) волн предназначен только для дальней радиосвязи (радиостанции дальней связи). Достоинства этого диапазона: малое поглощение электромагнитной энергии и возможность построения достаточно эффективных антенн. Эти факторы позволяют обеспечивать радиосвязь на расстояниях в несколько тысяч километров при мощности передатчика, не пре­вышающей 100...400 Вт. Вместе с тем в декаметровом диапазоне наблюдается сильная зависимость поля в точке приема от состояния ионосферы, т.е. от времени суток и времени года. В радиостанциях дальней связи уменьшение этого влияния на качество связи достигается сменой несущих частот.

В полярных областях Земли, где радиосвязь на декаметровых волнах может нарушаться из-за ионосферных возмущений, связанных с солнечной активностью, широко используется гектометровый (средневолновый) канал связи.

Вследствие многообразия решаемых тактических задач и технических особенностей различных видов связи, а также специфики применения ВСрадиосвязь осуществляется обычно по телекодовым, телефонным и телеграфным каналам.

Радиосвязь по телекодовым каналам применяется в автоматизированных системах управления. По ним передаются параметры (курс, скорость, высота) и определенный набор разовых команд управления, воспринимаемых на борту ВС экипажем зрительно (на световые индикаторы) или на слух.

Телефонный канал связи является наиболее оперативным, поэтому он используется и в тех случаях, когда пилот занят выполнением других функций в условиях быстроменяющейся обстановки (взлет и посадка, взаимная координация полета ЛА, непредвиденные ситуации и т. д.).

Радиосвязь по телефонным каналам осуществляется на всех типов и применяется для управления полетом на всех его этапах от взлета до посадки.

В настоящее время радиосредства связи ВС одноканальные, т.е. используются для передачи только одного сообщения. Все бортовые радиостанции работают в симплексном режиме, при котором передача и прием на каждой радиостанции осуществляются поочередно.

Различают радиостанции дальней и ближней связи, а также аварийно-спасательные.

Радиостанции дальней связи предназначены для обмена информацией между экипажем ВС и диспетчерами служб УВД, находящихся на расстояниях, превышающих дальность прямой видимости. Обычно эти радиостанции рассчитываются на дальности более тысячи километров. Следует заметить, что при малой высоте полета ВС понятию «дальняя связь» соответствуют расстояния в несколько сотен километров. Для радиостанций дальней связи выделены диапазоны гектометровых и декаметровых волн с λ = 100... 1000 и 10... 100 м соответственно. Радиостанции дальней связи, как правило, работают в режимах телефонном (ТЛФ) и амплитудной модуляции (обычной или однополосной) и служат для передачи речевых сообщений. Необходимо отметить, что метод однополосной модуляции (ОМ) является предпочтительным при построении авиационных декаметровых связных и метровых командных радиостанций благодаря тому, что по сравнению с другими методами позволяет при сохранении номинальной мощности передатчиков значительно повысить помехоустойчивость и надежность радиотелефонной связи. В перспективе радиотелефонная связь будет осуществляться методами передачи не аналоговых, а дискретных речевых сигналов. В этом случае единственно приемлемым в ДКМВ-диапазоне радиоканалом может быть лишь унифицированный канал с однополосной модуляцией.

На больших дальностях и при высоком уровне естественных помех с бортовых радиостанциях используют телеграфный (ТЛГ) режим работы. В этом случае достигаются лучшие характеристики канала радиосвязи, так как сужается требуемая полоса пропускания приемника, а сигналы передаются при максимальной мощности передатчика.

Видеопроекционная система (ВПС) обеспечивает воспроизведение видеофильмов и другой заранее записанной видеоинформации, транслируемой на экранах видеопроекционных устройств в пассажирских салонах ВС. Система ВПС содержит видеомагнитофон и кассету с видеолентой, контрольно-распределительное устройство, видеопроекционное устройство и пульт дистанционного управления.

В перспективе на борту ВС предусмотрена установка многофункциональной системы внешней и внутренней связи, обслуживания и развлечений пассажиров, обладающей одновременно функциями СПУ, СГС и ВПС. В настоящее время в салонах пассажирских ВС гражданской авиации устанавливается многофункциональная система по обслуживанию и развлечению пассажиров типа «Версия» или «Лайнер», в состав которой входит магнитофон «Квадрат» или «Союз» со стандартной компакт-кассетой МК-60.

В будущем для пассажиров ВС будет предоставлена возможность разговаривать с Землей через обычный телефон. Для этой цели разработана дуплексная УКВ радиотелефонная станция типа «Алтай».

Таким образом, авиационная воздушная связь предназначена для ведения переговоров по радиолинии между экипажами ВС и наземными службами различных зон УВД (канал радиосвязи), передачи сигналов бедствия и аварийного оповещения (канал аварийной радиосвязи), обеспечения переговоров между членами экипажа, оповещения и обслуживания пассажиров по внутрибортовым проводным линиям связи (канал внутрибортовой связи), магнитной записи переговоров экипажа (канал магнитной записи). Эта классификация в дальнейшем будет принята за основу.

Примерами радиостанций дальней связи могут служить ДКМВ-радиостанции типа «Ядро», «Арлекин» и другие, устанавливаемые на современных ВС.

Радиостанции ближней связи обеспечивают обмен телефонной и телекодовой информацией между ЛА и диспетчерами служб УВД, находящимися в пределах прямой видимости (до 500 км), и работают в диапазонах метровых и дециметровых волн с λ = 1... 10 и 0, 1...1 м соответственно. В радиостанциях ближней связи ис­пользуются только телефонный режим и амплитудная модуляция. На современных ЛА устанавливают МВ-радиостанции типа «Баклан», «Орлан» и др. Необходимо отметить, что радиостанции ближней связи можно использовать в качестве аварийных.

Аварийно-спасательные радиостанции индивидуального и группового применения работают в симплексном режиме и предназначены для передачи сигналов бедствия с места вынужденного приземления наземным пунктам и аварийно-спасательным службам.

Аварийные радиостанции индивидуального применения (типа Р855УМ) работают в диапазоне частот командных МВ-радиостанций и обеспечивают связь на несколько километров.

Аварийные радиостанции группового применения (типа Р861) работают на одной или нескольких фиксированных частотах в диапазонах гектометровых и декаметровых волн, выделенных для аварийно-спасательной службы. Радиостанции имеют малые габариты и массу, просты в эксплуатации, снабжены автономными источниками питания, поэтому могут быть приведены в действие с любого места вынужденного приземления.

Для организации радиосвязи с летательными аппаратами в указанных диапазонах радиоволн служба УВД использует наземные радиостанции, которые установлены на передающем центре и управляются дистанционно из радиобюро аэропортов или из пунктов УВД.

Для обеспечения связи между членами экипажа многоместного ВС и выхода на внешнюю связь через бортовые радиостанции применяется СПУ.

На пассажирских ВСгражданской авиации используется еще и самолетная громкоговорящая система (СГС) для трансляции музыкальных передач в салоны пассажиров. При совместной работе с СПУ система СГС обеспечивает возможность выхода на внешнюю радиосвязь и ведения двухсторонней внутренней телефонной связи. Переговорные и громкоговорящие устройства состоят из электроакустических преобразователей различных типов, коммутационных устройств, усилителей звуковой (низкой) частоты и внутрибортовых линий связи.

К средствам связи следует отнести также аппаратуру магнитной записи, используемую на борту ЛА для ведения контрольной записи всех переговоров экипажа по каналам радио- и проводной связи, которая может быть непрерывной или включаться только при передаче сообщений. Кроме того, магнитофон является источникам информационно-развлекательных программ и видеоинформации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.