Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советы мастерам






В этом разделе книги приведен анализ техники прыжков на лыжах с трамплина, также рекомендации по ее освоению, причем учтены особенности, связанные с изменениями за последние 10-15 лет в связи с изменением профиля трамплинов и значительным улучшением аэродинамических характеристик, комбинезонов и лыж, изменилась прыжковая техника, позволившая увеличить длину прыжков в среднем на 10-15 метров.

Процесс прыжка делится на несколько фаз: разгон, толчок, полет и приземление. Рассмотрим эти фазы подробнее.

Разгон можно разделить на следующие части: старт, стойка при разгоне и подход к толчку со стола трамплина.

Старт прыгун начинает с исходного положения, сидя на скамейке, при этом спортсмен максимально смещается назад. После этого он отталкивается руками от скамейки и быстро принимает стойку разгона (низкую посадку), увеличивая первоначальную скорость.

При низкой стойке при разгоне вес прыгуна должен быть распределен на обе стопы, туловище необходимо удерживать в горизонтальном положении к склону разгона трамплина, голени свободно наклонены вперед под острым углом, голова находится в естественном положении свободного видения стола отрыва.

 

Стойка прыгуна на разгоне должна быть свободной, индивидуально удобной. В основном это зависит от гибкости голеностопных суставов. При недостаточной гибкости необходимо при посадке несколько поднимать таз, иначе произойдёт смещение общего центра тяжести (ОЦТ) на пятки, что является ошибкой.

В общем, стойка прыгуна на разгоне должна быть свободной, естественной, способствовать более выгодному аэродинамическому положению, меньшей затрате энергии, наиболее удобному положению для толчка (см. рис.)

Подход к толчку и толчок неразрывно связаны между собой. Подход является как бы прицельным моментом, сосредоточением внимания на отталкивании. К моменту подхода к толчку голени нужно максимально больше подать вперед под наиболее острым углом, а туловище удерживать в горизонтальном положении по отношению к столу отрыва. Все это должно способствовать начальному перенесению ОЦТ на переднюю часть стоп во время толчка.

Следует обратить внимание на недопущение раннего переноса ОЦТ вперед, что приведет к слишком раннему толчку и большей потере длины прыжка.

Не нужно допускать избыточного перенесения ОЦТ вперед, так как это приведет к излишнему уходу в наклон со стола отрыва.

Подход к толчку есть чрезвычайно сложный момент прыжка. На трамплинах различной мощности скорость на разгоне не одинакова. На большой скорости перенесение ОЦТ на переднюю часть стоп должно быть несколько больше и уход со стола отрыва, естественно, более активен, и наоборот, на трамплинах малой мощности. Чтобы довести подход к толчку до совершенства, необходима большая прыжковая практика на трамплинах различной мощности.

В зависимости от вариантов подхода к толчку меняется и сам толчок. В связи с тем, что профиль горы разгона в последние годы изменился, радиус горы стал намного больше и длиннее, а центробежная сила, действующая на прыгуна, стала слабее. При меньшей центробежной силе прыгуна значительно меньше прижимает к столу отрыва к моменту толчка, поэтому временной фактор подхода к толчку увеличивается и усложняется начало отталкивания.

Толчок является решающим фактором как длины так и техники исполнения прыжка.

Анализ идеального толчка с помощью киносъемки показывает, что происходит несколько неполное разгибание ног на конце стола отрыва и заканчивается оно только в начале взлёта (1-3 метра от стола). Полное выпрямление ног не создает увеличения подъема ОЦТ, а, следовательно, не увеличивает силу отталкивания. Своевременно выполненный толчок можно определить по высоте и вытянутости траектории полета. Поздний толчок характерен резким, «дергающим» выпрямлением ног после отрыва от стола, что приводит к сокращению длины прыжка. Раннее выталкивание значительно снижает длину прыжка т. к. это искусственно «укорачивает» разгон.

При недостаточной гибкости голеностопных суставов прыгун вынужден приподнимать таз при разгоне, следовательно, стойка перед толчком становится несколько выше и увеличивается лобовое сопротивление. Толчок из положения с приподнятым тазом происходит за более короткий промежуток времени. Такой толчок требует большой «взрывной» силы ног, более быстрой реакции на столе отрыва.

Хороший результат дает толчок с быстрым коротким приседанием («подседом»). По учению И. П. Павлова это объясняется тем, что быстрое растягивание напряженных мышц вызывает более сильное раздражение чувствительных нервных окончаний в мышцах, а, следовательно, ответная двигательная реакция (рефлекс) находится в прямой зависимости от силы растяжителя. Но, несмотря на положительные качества толчка с подседом, им пользуются немногие спортсмены ввиду большой сложности его выполнения.

Прыгуну, имеющему хорошую подвижность и гибкость голеностопных суставов, лучше всего выталкиваться из низкой стойки с предварительным мягким ускорением разгиба ног. Выталкивание из низкой стойки с мягким, но активным толчком увеличивает путь ОЦТ и, следовательно, длину прыжка. Чем больше длительность приложения силы, приложенной к ОЦТ, тем больше ускорение спортсмена и, соответственно, сила отталкивания.

Толчок из низкой стойки способствует быстрейшему уходу в наклон со стола отрыва, создает благоприятные условия для более устойчивого и равномерного толчка, который особенно выгоден на трамплинах большой мощности.

Толчок начинается из низкой стойки (посадки). К моменту толчка важно увести голени под максимально острый угол вперед, а туловище как можно дольше удерживать горизонтально относительно стола.

Начало толчка должно обязательно начаться ногами, при этом туловище является, который выталкивают ноги.

Обязательным условием при толчке является перенесение общего центра тяжести на переднюю часть стоп. Без этого не может быть мощного направленного выхода вперед со стола отрыва. В этот момент реакция опоры ног должна быть направлена вертикально вверх, а ОЦТ - вертикально вниз. Если этого не произойдет, выход со стола отрыва вообще невозможен.

Взлёт - это короткая часть полета в которой траектория движения направлена немного вверх относительно стола отрыва. При взлете лыжи со стола отрыва уходят под отрицательным углом (-11-12°), а общий центр тяжести перенесен на переднюю часть стоп.

При отрыве от стола нужно рассматривать и анализировать прыгуна и лыжи как одну систему, так как они образуют единую поверхность опоры на воздушную подушку, причем лыжи занимают 70-75% этой поверхности.

После отрыва от стола прыгун должен максимально быстро поднять носки лыж вверх и развести их в стороны, чтобы лыжи не закрывали полезную площадь опоры, образованную телом прыгуна.

Взлет должен происходить с минимальным лобовым сопротивлением. При правильно выполненном толчке взлет почти не требует дополнительных усилий со стороны спортсмена. Взлет и полет будут красивыми, а длина прыжка увеличится.

Полетполностью зависит от силы и направленности толчка. Все дополнительные усилия прыгуна в полете будут почти безрезультатными, более того, полет будет неровным, рывками, с дополнительными ненужными мышечными усилиями, что приведет к значительному снижению техники (стиля) прыжка и его длины. Чем больше прыгун уйдет вперед во время взлета и больше разведет лыжи, тем благоприятнее будут аэродинамические условия для выполнения полета. В связи с тем, что длина и ширина лыж увеличилась, носки лыж стали разводиться в стороны, очень важными факторами стали быстрейший уход в наклон со стола отрыва и разведение носков лыж в стороны. Это намного увеличивает подъемную планирующую силу, уменьшает лобовое сопротивление. После взлета траектория полета начинает постепенно снижаться. В это время от прыгуна требуется максимальное усилие для удержания аэродинамически активного положения путем некоторого увеличения наклона вперед. Все это должно выполняться слитно, однообразно, естественно.

Необходимо обратить внимание на соотношение высоты каблуков прыжковых ботинок и длины фиксирующего стопора. Чем активнее полет, тем длиннее должен быть стопор и наоборот. Все это определяется чисто индивидуальным путем. Чем больше гибкость голеностопных суставов, тем короче может быть стопор, и наоборот.

Критерием удобного положения в полете может служить только самочувствие самого прыгуна. Это будет зависеть от расположения ОЦТ, от веса прыгуна, от приспособляемости нервной системы. Что одному прыгуну будет доступно и удобно, то другому - неудобно и недоступно. В полете нужно обратить внимание на мимику. Она должна быть свободной и естественной. Искаженная мимика показывает на то, что полет неудобен, а значит, неправилен. Заставляя всех прыгунов выполнять одно и тоже, без учета их индивидуальных особенностей, тренер не только не помогает им, а наоборот, затрудняет процесс достижения результата. Тренеру важно знать, как сам спортсмен чувствует себя в полете, удобно ли ему его положение, чувствуется ли опора на воздушную подушку, создается ли наилучшее, аэродинамически удобное положение. Только после этого тренер может делать те или иные замечания по исправлению ошибок в технике полета.

Основной ошибкой прыгунов при приземлении надо считать ранний выход из активного наклона вперед, как говорится, раннее раскрытие.

При этом происходит быстрое снижение траектории полета, более сильный удар в момент приземления, усложняется сохранение равновесия из-за быстрого перехода из положения большего наклона в полете в состояние с гораздо меньшим наклоном. В «раскрытом», неактивном полете намного сложнее выдерживать хорошую гимнастическую «выправку», т.к. прыгун при этом расслаблен, рано теряет управляемость и сгибает ноги при приземлении. Все это снижает оценку техники и длину прыжка.

Подход к приземлению должен проходить с максимальным выпрямлением ног в тазобедренных суставах и активным натяжением туловища и ног. Это удлинит траекторию полета, смягчит удар при приземлении. Именно из-за активного натяжения стал возможен прыжок за критическую отметку трамплина без сильного удара о гору приземления.

Удерживать активный полет нужно как можно дольше, и лишь в последний момент сделать приземление «в разножку». При этом мягко, упруго сгибая ноги, выдвигая одну ногу вперед на величину голени, колено отставленной назад ноги находится на высоте 10-30 см. от лыж. Это будет зависеть от высоты каблуков ботинок, от гибкости голеностопных суставов. Руки в последний момент должны уходить в стороны.

Все вышеизложенное требует хорошей гимнастической, акробатической подготовки. При становлении приземления «в разножку» необходимо большое количество прыжков с трамплинов различной мощности.

Выкат (заключительная часть прыжка) начинается сразу после приземления и на первый взгляд кажется очень несложным. На самом деле выкат требует большой натренированности, большого внимания. Не раз приходилось быть свидетелем того, как прыгун, сделав прекрасный полет, хорошее приземление, мало обращает внимание на выкат, или расслабляется (что приводит к прижиманию к лыжам в радиусе горы приземления), или при небольшой неровности быстро теряет равновесие, или, наконец, рано высоко поднялся после радиуса горы приземления, в результате падает.

Выкат должен быть четким, без лишних дополнительных движений для сохранения равновесия. При входе в радиус горы приземления прыгун должен слегка приподняться, чтобы его не прижало к лыжам, произвести спуск до конца остановки путем поворота, помня, что прыжок оценивается до конца поворота.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.