Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика как наука. Её предмет, цели и задачи, функции. Отрасли педагогики. Место педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.






Педагогика как наука и как социальная практика. У науки как таковой есть научно-теоретическая и конструктивно-техническая функции. В большинстве областей научного знания эти функции поделены между разными дисциплинами (например, теоретическая механика и инженерное дело). В педагогике эти функции совмещены: она и описывает явление, устанавливая взаимосвязи в цепочке “причина - следствие”; и указывает, как поступать, определяя связи в цепочке “цель - средство”. Чистое знание ищет применения, практика основывается на знании – их взаимосвязь неразрывна. Таким образом, педагогика – “практическая наука о должном”, “наука об искусстве деятельности”. (С.И. Гессен).

В педагогической науке принято выделять ряд отраслей, классифицируя их по разным основаниям:

возрастная классификация отраслей: ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика специального образования, педагогика высшей школы, педагогика “третьего возраста”;

отраслевая классификация отраслей: военная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика и т.д.

дисциплинарная классификация: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, педагогическая технология, специальная педагогика, история педагогики, школоведение, частные предметные методики.

Специальная педагогика – раздел педагогики общей. Существует определенная специфика ее целей, задач, предмета исследования, связанные с понятием нормы и отклонения в развитии ребенка. Здесь рассматриваются консультационно-диагностическая и коррекционно-педагогическая работа, реабилитация ребенка с проблемами в развитии.

Педагогика относится к группе антропологических наук. Ее общетеоретической базой являются такие науки, как физиология, психология и философия. Особое значение сегодня приобретает связь педагогики с такими науками, как культурология, экология, кибернетика.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед.процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики: 1.теоретическая (3 уровня: 1.описательный (объяснительный) изучение передового и новаторского пед.опыта; 2.диагностический выявление состояний пед.явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; 3.прогностический экспериментальные исследования пед.действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности), 2. технологическая (3 уровня: 1.проективный связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, уч.пособий, пед.рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план пед.деятельности, её содержание и характер; 2.преобразовательный направлен на внедрение достижений пед.науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции; 3. рефлексивный предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию по взаимодействии научной теории и практической деятельности)

Пед. Задача - материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Задачи педагогики, как науки:

вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

изучение и обобщение практики, опыта пед.деятельности.

разработка новых методов, средств, форм воспитания и обучения.

прогнозирование образования на ближайшее и отдаленной будущее.

внедрение результатов исследования в практику.

Базой для педагогики являются такие науки: психология, философия(методы познания) и физиология(индивид.особенности ребенка).связана также с экономикой, социологией, политологией, информатикой, математикой.

Отрасли педагогики:

общая педагогика

специальная педагогика (олигофрено-педагогика, сурдо, логопедия)

история педагогики

сравнительная

возрастная (преддошкольная (ясельная), дошкольная, педагогика школы, средних спец.уч.заведений, высшей школы, взрослых (андрогогика)).

профессиональная (военная, инженерная, производственная)

социальная

методика преподавания различных дисциплин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.