Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога






Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха:

«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковский

Действительно, этот вопрос волнует не только детей, но и взрослых, он является предметом дискуссий и споров на протяжении многолетней истории человечества, и все-таки этот вопрос каждый решает по-своему. Заметим лишь, что для ребенка это актуально поставленный вопрос, но для папы этот вопрос будет звучать несколько по-другому: это хорошо, а это лучше («Я пойду на обман, вопреки своим принципам, но во имя жизни другого человека»). Человеческая жизнь наполнена различными ценностными отношениями, которые структурированы, имеют иерархию. По словам М. М. Бахтина, вне ценностных отношений для человека нет и не может быть системы нравственных координат, «в которой есть верх и низ, добро и зло»[1]. Человек выбирает согласно своим принципам, смыслам, ценностям, приоритетам…

В 20 веке все большее распространение получает АКСИОЛОГИЯ (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Ценности – это система устремлений личности; высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми.

Возникновение аксиологического подхода в педагогике обусловлено сменой образовательных парадигм современного образования. В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала формирование внешней стороны поведения человека в социально значимых ситуациях. Имитация воспитанности (внешняя ее оболочка) оказалась ненужной. Если ко времени окончания школы, изучив множество предметов, ученик так и не научился различать, что есть добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, то, вне всякого сомнения, поставленная школой цель по формированию нравственных качеств личности не достигнута. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления, право быть самим собой.

Аксиологический подход в педагогике раскрыт в работах Б. М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, Б. З. Вульфова, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, З. И. Равкина и др. Ряд работ В. А. Сластенина и Г. И. Чижаковой посвящены становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии.

Воспитание сегодня – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально - волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков, совесть.

Важная аксиома педагогического труда, имеющая непосредственное отношение и к аксиологическим проблемам воспитания, и к педагогическому образованию, заключается в том, что учитель, его личность как профессиональный инструмент способны передавать ребенку лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Можно, наверное, по-актерски сыграть «приход учителя в класс», приветствие «Здравствуйте, дети!», но изобразить любовь к ребенку, искренность, заинтересованность в успехе ученика, доброту, принципиальность нельзя. Студент педагогического университета сталкивается с классической проблемой " быть и казаться" уже на третьем - четвертом курсах, во время практики. Значит, студент уже к этому времени должен иметь необходимые ценностные ориентиры, чтобы быть способным к полноценному взаимодействию.

Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Далеко не на всех этапах процесс формирования ценностей проявляется в поведении человека. Это – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения.

Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Другими словами, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире – все это можно назвать самоопределением. Важно подчеркнуть, что самоопределение личности имеет ценностно-смысловую природу, это уровень существования личности в мире смыслов и ценностей. Ценность обретается личностью как ее переживание.

Личностное самоопределение как психическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире. Личностное самоопределение определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

Процесс формирования ценностей включает в себя следующие этапы:

1. предъявление ценностей человеку;

2. осознание личностью ценности;

3. принятие ценности;

4. реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;

5. закрепление в статусе качества личности.

Способы формирования ценностей:

- личностное влияние педагога и других значимых взрослых;

- ценностный диалог;

- погружение в ценностную среду;

- конструирование ценностных ситуаций;

- создание ситуаций ценностного выбора и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.