Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание студента в педагогическом процессе.






Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

Многие вузы за последние годы значительно продвинулись в организации воспитательной работы со студентами. Для этих вузов характерна сложившаяся или складывающаяся система воспитательной работы, включающая в себя четкую структуру, планирование, разнообразное содержание, кадровое и материальное обеспечение: взаимодействие кафедр, деканатов и советов вузов. В ряде учебных заведений заметна координирующая роль проректоров, управлений (отделов) по воспитательной работе, всемерно поддерживается студенческое самоуправление, создаются педагогически целесообразные условия для деятельности общественных молодежных организаций, активизировалась деятельность кураторов.

Однако говорить о высокой результативности социально-воспитательной работы преждевременно. В этой области имеется ряд проблем – студенчество не проявляет должного интереса к освоению избранной профессии, отличается низкой внутренней культурой, политически и граждански индифферентно и инфантильно. Социологические исследования в молодежной среде показывают их терпимое отношение как к употреблению спиртных напитков, так и к наркотикам. Все это формирует живительную почву для распространения пагубных привычек в молодежной среде и соответствующие нормы поведения. Среди молодежи происходит резкая поляризация способов общественного поведения как реакция на изменившиеся условия жизни. Быстрое расширение границ индивидуальной свободы и сужение сферы социального контроля в условиях социально-экономической нестабильности приводят к росту различных видов отклоняющегося и саморазрушающегося поведения, самые опасные из которых — алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД.

Важнейшим показателем воспитанности студенческой молодежи является уровень преступности в ее среде. Несмотря на то, что с учетом численного роста студенчества ее удельный вес на одну тысячу имеет некоторую тенденцию к снижению, в целом эта проблема по-прежнему беспокоит.

Все это говорит о формализме, заорганизованности и низкой эффективности воспитательно-профилактических мероприятий.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс вуза в основном сориентирован на формирование профессиональных качеств будущих специалистов и не способствует в полной мере воспитанию у них гражданского долга, гражданской позиции, патриотизма в целом. Передача культуры, функцию формирования мировоззрения и функццию продуцирования культурных ценностей (воспитательная функция), является одной из главных задач университетов, которая на сегодняшний день практически утрачена. Возникла необходимость целенаправленной и планомерной работы вузов по патриотическому воспитанию молодежи.

В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи патриотизм и национальное достоинство занимают последнее место. Значит, система формирования патриотических качеств личности студента в современных условиях нуждается в существенном обновлении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.