Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Исследование влияния наушников на здоровье школьников






 

В 2012 году выпускники нашей школы Новожилов Юрий, Иванова Фаина и Маковский Алексей начали исследовать проблему использования наушников в школе. Для этого они с помощью учителей и психолога школы разработали анкету и опросили учеников 5-9 классов. Результаты своих исследований они представили в докладе «Вредная мода на наушники» на школьной конференции и общешкольном родительском собрании, а потом на городской конференции «Будем здоровыми, красивыми, успешными»в Городском центре медицинской профилактики, где стали лауреатами. В 2013-14 годах мы продолжили их исследования. В 2013 году мы провели анкетирование 74 учащихся 5-9 классов (возраст 11-18 лет) 370 школы Московского района (приложение фото 3-5) на предмет использования наушников, по результатам которого состоялась межшкольная конференция «Наушники: зд о рово или здор о во?»

Так, на вопрос «С какой целью Вы слушаете музыку через наушники?» больше половины ребят (52%) считают, что это поднимает настроение, 14% думает, что они успокаивают, а для других это способ уйти от всех (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Цель использования наушников

учащимися 5-9 классов

 

Получается, наушники служат такой психологической ширмой – современной, модной, дешевой.

Выяснилось, что всего лишь 7% исследуемых школьников пользуются большими наушниками, а остальные используют только маленькие (диаграмма 2)

 

Диаграмма 2. Использование больших и маленьких наушников

учащимися 5-9 классов

Однако в маленьких наушниках звуковая волна оказывает большее давление на барабанную перепонку, чем в больших. Принципиальное отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху.

Всего лишь 13% учащихся проводят в наушниках по времени меньше 1 ч, больше половины пользуются ими больше 3 часов, причём в ответах встречалось время и 8, и 10 и даже 14 часов (диаграмма 3)

 

Диаграмма 3. Количество времени в сутки, проведённое в наушниках учащимися 5-9 классов (в часах)

Врачи советуют слушать музыку в наушниках не более 2-х часов в сутки и не более часа подряд. И это при громкости в 60 децибел (по шкале шумов – это разговор, отчетливо слышный, но не громкий).

 

Количество учащихся, использующих 1 наушник, составило 59% (диаграмма 4).

 

 

Диаграмма 4. Количество наушников, чаще всего используемое

учащимися 5-9 классов

Причём это число более чем в 2 раза превышает количество детей, пользующихся двумя наушниками. Причиной того, что многие ученики используют 1 наушник, может быть в том, что при этом они занимаются ещё каким-либо видом деятельности.

 

Так, например, 59% учащихся считает, что они успешно совмещают наушники с разговорной деятельностью (диаграмма 5).

 

Диаграмма 5. Умение совмещать использование наушников и поддержание разговора учащимися 5-9 классов

 

А 34% уверены, что им при этом удаётся и читать (диаграмма 6), хотя многие признались, что под чтением они имеют в виду общение в этот момент времени в социальных сетях.

Диаграмма 6. Умение совмещать использование наушников и чтение учащимися 5-9 классов

 

Количество исследуемых школьников, слушающих музыку тихо и на средней громкости, в сумме оказалось меньше тех, кто слушает её громко (диаграмма 7).

Диаграмма 7. Громкость звука в наушниках

у учащихся 5-9 классов

 

Молодые люди любят громкую музыку. В природе громкий звук предупреждает об опасности, он кратковременный. Нормальный человек не может долго переносить громкие звуки. Мышцы слухового прохода ограничивают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, то происходит отмирание слуховых клеток. Звук в наушниках на протяжении длительного времени идет концентрированно, целенаправленно прямо в барабанную перепонку, в связи с чем она изгибается вовнутрь (защитная реакция на громкий звук). Ухо постепенно адаптируется к громким звукам, и чтобы изолировать себя от шума улицы, постоянно приходится прибавлять громкость. Человек привыкает к громким звукам – у него происходит снижение слуха.

 

И что особенно страшно, что 61% исследуемых учащихся используют наушники не только в помещении, но и на улице (диаграмма 8).

 

Диаграмма 8. Использование наушников на улице

учащимися 5-9 классов

 

Значит, они переходят через дорогу под звуки своей музыки, не оглядываясь по сторонам! Это может быть опасно для жизни!

В 2014 году мы провели анкетирование учащихся 6 классов 376 школы Московского района. В нашу стандартную анкету мы добавили вопросы о музыкальных предпочтениях учащихся. Ответы респондентов распределились так: рок, рэп и хип-хоп предпочитают 44% 6-классников, классическую музыку и популярную (эстрадную) – по 26% опрошенных, остальные 4% называли джаз, шансон, русскую народную музыку и ностальжи. Эти результаты сопоставимы с аналогичными исследованиями, проводимыми в последнее десятилетие учащимися разных школ и более серьёзными исследованиями.

Интересно, что на вопрос «Любите ли Вы музыку?» 84% респондентов ответили утвердительно, однако на последующие вопросы: в каких кружках, связанных с музыкой, Вы занимаетесь, на каких музыкальных инструментах играете и часто ли Вы слушаете живую музыку на различных концертных площадках – были получены довольно низкие результаты: 18%, 27%, 34%. Получается, что учащиеся реализуют свои музыкальные потребности, прослушивая любимую музыку, с помощью компьютера или плеера, как правило, в наушниках.

Но наушники могут стать причиной усиленного образования серной пробки, растяжения барабанной перепонки, деформации слуховых косточек, разрушения волосковых (слуховых) клеток, торможения работы некоторых участков головного мозга. В результате у человека часто возникают головная боль, шум в ушах, раздражительность, бессонница, головокружение, быстрая утомляемость, депрессия, ухудшение слуха (возможно и полная её потеря), эмоциональная неустойчивость, агрессивное поведение.

В результате исследования мы разработали практические рекомендации по выбору и использованию наушников, которые позволят их применять в повседневной жизни без нанесения вреда Вашему здоровью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.