Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие профессионального имиджа журналиста






Попыток дать определение имиджу не перечесть и большинство из них имеют право на существование. Часто различия в определении кроются в тех функциях имиджа, которые активизирует какая-либо сфера жизни человека.

Как правило, имидж выполняет функцию психической защиты. Здесь уместно привести формулу Цигарелли:

А = г/з, где А – автооценка, г – гностика (рискованные, непривычные для индивида действия, поступки), з – действия психологической защиты. Автооценка должна быть менее единицы, и имидж позволяет получить подобный результат в сложной ситуации, когда человеку необходимо, например, совершить странный для самого себя поступок. Работа журналиста, состоящая из цепи неожиданностей, неконтролируемых случайностей, создает благоприятную почву для реализации подобной функции имиджа. И в связи с этим некоторые ученые склонны определять имидж как систему социально полезной лжи.

Другая функция имиджа – функция социальной идентификации – ранжирование людей по престижу. В журналистике эта функция имиджа позволяет реализовать профессиональную роль, подчеркнуть свое положение в конкретной ситуации, выявить особенности источника информации. В этом плане имидж определяется как средство коммуникации между людьми. Имидж выполняет роль социального колпака.

Таким образом, имидж можно назвать своего рода геном социального общения, геном государственности внутри нас, который определяет нашу готовность общаться. Нельзя сказать: «У такого-то человека такой-то имидж». Можно лишь сказать: «У такого-то человека по отношению к такому-то человеку такой-то имидж». То есть имидж – это характеристика коммуникации между людьми, а вовсе не характеристика одного человека, поэтому он не закреплен за каким-то отдельным участником коммуникации.

И, наконец, еще одна, не менее значимая функция имиджа – миместическая – функция игры, игры в несбывшееся. Знаменитый закон Левина гласит: «У человека есть острейшая потребность в бессмысленных действиях». В этом плане имидж соотносится с понятием «творчество», и в журналистике его обоснованность очевидна.

Существуют и другие подходы к пониманию природы имиджа. Для русской физиогномики XIX века было характерно равенство между понятием imadge и visage (внешность). Распространенным был и остается довольно общий подход к определению имиджа как образа. Параллельно развивается идея об имидже как особом типе коммуникации.

Именно последнее определение представляется наиболее значимым по отношению к журналистике. Имидж мы можем определить как качественно особый коммуникативный тип общения по достижению социальных целей, использующий в качестве средства самого носителя. Иными словами, имидж есть использование законов человеческого восприятия для достижения социальной цели в ходе коммуникативного общения.

Имидж проявляется на многих уровнях: взгляд, смысл речи, система пауз, интонация, запах, мимика, пластика, походка, посадка, такесика, контакты, организация пространства, одежда, цветность, акцентуация сексуальных символов, тайм-код и т.д.Таковы основные, но далеко не все компоненты имиджа. Необходимо помнить о том, что все они работают в комплексе. Так, только по цвету одежды сложно дать характеристику человеку. А если человек почесывает нос, нельзя судить о том, насколько он лжив (возможно, у человека насморк). Только целостный анализ всех компонентов обеспечивает правильное толкование имиджа. Соответствие вербальных и невербальных сигналов, подаваемых человеком, воспринимается как комфортный режим общения и рассматривается как конгруэнтность. О людях, обладающих таким качеством, обычно говорят: «Прост в общении».

В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необходимо учитывать отличия в восприятии аудиторией образа мужчины- и женщины-коммуникатора.

Характеристики женщины: постоянно изучает окружающий мир, не признает авторитеты, легко принимает решения, полагается на интуицию, не пропускает ничего необычного, эмоциональна, не концентрируется на том, что не интересует, заигрывает с аудиторией, использует намеки, недосказанность, вместо собственного вывода использует чье-то мнение.

Характеристики мужчины: убежден в своей самоцели, обладает влиянием на людей, стремится действовать единственно верно, хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает, полагается только на рациональные решения, трудности стимулируют, прагматик, личные отношения второстепенны, не выносит потерь времени, использует много документальных подтверждений, богато пользуется оценочной лексикой, использует скептические оговорки.

Эти аудиторные представления необходимо учитывать в игре имиджа, которую вы ведете. Необходимо также учитывать и основные имиджи (роли, маски) аудитории – ведь имидж рассматривается нами как средство взаимодействия. Аудитория может выполнять роль статиста, как, например, во многих телепередачах, где зритель присутствует в студии. Она может играть активную роль заявителя, жалобщика, обращаясь к СМИ с запросом. Иногда аудитория использует маску игрока, участвуя в той партии, которую ведет журналист, а иногда – роль информатора, предлагающего новые сведения по теме материала. Значительная часть аудитории выполняет роль оппонента (спорит с теле- или радиоведущим, гостем), судьи, эксперта (скептически и критически воспринимает сообщения СМИ, оценивает их). Но чаще всего аудитория играет роль свидетеля, как бы присутствуя с журналистом на месте события, о котором он рассказывает. Журналист же, в свою очередь, моделирует стиль общения с читателем, зрителем, слушателем в зависимости от того, какова основная роль его «собеседника». Так, например, журналисты многих желтых изданий порой выбирают саркастический тон не только (а иногда и не столько) потому, что он соответствует их природе, но и потому, что их читатель настроены на эту волну.

По роду своей профессии журналист должен владеть многими типами имиджей. Однако специфика его работы заключается в том, что он общается с массовой аудиторией. Следовательно, и защитные (пассивные) компоненты имиджа должны быть более четко отлажены, и активные, позволяющие «достучаться до аудитории» - также.

С профессиональной точки зрения важнее последние. И тут у журналиста выделяются три типа имиджа: утешитель, провокатор, арбитр.

Утешитель (лирик) - журналист-родитель (подчеркивание позиции «Я свой», такой же, как и вы). Например, Владимир Молчанов.

Провокатор (агрессор) - журналист-ребенок (подчеркивание позиции «Я-то знаю, кто вы такой на самом деле») задавание наивных вопросов, наводок. Так часто ведет себя Андрей Малахов.

Арбитр (аналитик) - журналист-взрослый (подчеркивание позиции «Главное - не наши отношения, а поиск истины») Например, Евгений Киселев.

По мнению исследователей, негативно воспринимается аудиторией имидж мессии, продемонстрированный Черкизовым в передаче «Час быка».

Е.И. Пронин и Е.Е. Пронина дают более развернутую классификацию социального имиджа журналиста:

1. По типу контакта: дружеский (ключевая характеристика – привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность);

2. По уровню близости: герой (идеальная личность), антигерой (один из нас), мистическая личность (необычный);

3. По функции в процессах социализации: учитель, вожак, кумир, мэтр, командир;

4. По типу текста и парадигме мышления: миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик.

Имидж журналиста выполняет несколько функций. Прежде всего, он позволяет журналисту выделиться, обрести лицо, заявить о себе еще до момента информирования, а потом руководить восприятием информации. Далее, он позволяет акцентировать внимание аудитории на необходимых в конкретной ситуации качествах личности. Наконец, он позволяет установить тесный контакт с конкретной целевой аудиторией.

В обычной ситуации общения эти роли, как правило, перемежаются. И поскольку имидж – это результат общения двух сторон, мы выбираем его относительно конкретного человека (например, газетчик может менять имидж в зависимости от особенностей интервьюируемого им респондента). Однако на экране телевизора, например, ведущий традиционно придерживается одного имиджа хотя бы в рамках одной программы. И здесь большое значение имеет так называемая харизматическая модель коммуникации. Американский исследователь Дж. Голхабер, например, установил, что успех телепередачи во многом зависит от того, обладает ли харизмой личность, ее ведущая. Анализ же ток-шоу позволяет говорить о том, что аудитория в большей степени фиксирует поведение ведущего в студии, нежели конкретные факты по обсуждаемой проблеме.

Термин «харизма» происходит от греческого charisma – подарок, наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. По нению Вебера, харизма – это качество личности, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Она рассматривается как образец. Феномен харизмы характерен, прежде всего, для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения.

Основная черта, объединяющая всех харизматических деятелей, – активность, пассионарность (то есть, по Л.Н. Гумилеву, способность и стремление к изменению окружения). Харизматичная личность – это всегда лидер. Психологами же замечено, что чаще всего именно лидер начинает действовать как бы против своих интересов, отстаивая интересы коллектива.

Сегодня исследователи обозначают основные признаки или модели формирования харизматичности:

1. «Чужак». Человек неизвестный, новых, пришедший со стороны. Он неизвестен, не изучен, непонятен, и уже в силу этого к нему надо присматриваться, прислушиваться. Такой вариант проявления харизматичности нередко подчеркивается эмонативно-эриматическим поведением (то есть человек появляется со своей идеей и неожиданно уходит, исчезает, оставив любопытствующих не до конца удовлетворенными). Понятно, что журналист, эпизодически взаимодействующий с людьми и выходящий к ним с новостной, актуальной информацией. Имеет все возможности к реализации этого механизма формирования харизматичности;

2. «Странный». Человек, имеющий психические или физические дефекты. Исследователи замечали, что многие харизматические личности имели какие-то физические странности. По всей видимости, такие особенности приковывают непроизвольное внимание человека. Но в СМИ чаще можно встретить харизматические личности с особенностями психологического свойства. Так, большинство харизматиков можно отнести в каком-то плане к людям, демонстрирующим мономаниакальность – то есть к людям, подчиненным одной идее, одной линии действия. В ситуации прямого общения это провоцируется параноидальной фокусировкой на достижении цели. Причем, с присущим харизматику фанатизмом, человек уверен в том, что ничто не сможет ему помешать. А отсюда – внутренняя уверенность, спокойствие (даже «пофигизм»). В сочетании с целеустремленностью это воздействует подобно влиянию родителя на ребенка – воспроизводится та же модель. Если сравнить этот параметр с особенностями личности журналиста, то окажется. Что среди журналистов многие соответствуют признаку. Они сосредоточены на одной теме и уверены в том, что делают свое дело. Риск, который всегда сопровождает творческий процесс, формирует видимую остальным целеустремленность. Отметим: харизматичностью обладают не «всеядные» журналисты, а как правило, именно те, кто «глубоко копает» свою тему;

3. «Шут». Человек карнавала, человек притворства, эпатирующий всех и вся. Его характеризует экстравертная агрессивность, динамичное поведение, ораторское мастерство. Он всякий раз ярок, необычен. Это – шоумен, умеющий увлечь своих зрителей. Очевидно, что таких людей много на телевидении – особенно в его развлекательном секторе.

Конечно, каждый журналист отличается от другого по харизматическому охвату и харизматической нише, но все же в той или иной степени каждому представителю публичной сферы деятельности в журналистике предоставляется огромный потенциал самого контента для формирования харизмы. Именно СМИ нередко открывают в человеке черты харизматической личности. И харизматик на экране может не обладать такими же качествами в жизни.

Сегодня исследователи телевидения выделяют три типа харизматических личностей, соотносящихся с моделями их формирования:

1. Герой. Отличается агрессивной формой поведения. Смел, настойчив, безапелляционен, но при этом говорит именно то, что хочет услышать зритель. Образ идеализируется до уровня недостижимого идеала.

2. Антигерой. Простой человек, один из нас, но по важному в контексте передачи параметру чуть лучше среднего представителя аудитории. Он воспринимается как свой и одновременно как тот, на кого мы можем равняться. Это вполне достижимый идеал.

3. Мистическая личность – внешне чуждый зрителю, отстраненный, без предыстории, необычен, непонятен, непредсказуем, переменчив.

Как видим, все эти образы вполне соотносятся с понятием архетипа. И действительно, обладание архетепическими свойствами делает в наших глазах человека более значимым и авторитетным. Харизма может передаваться посредством наделения символическим значением какого-либо предмета (премия Тэффи), акта наделения ею (процедура вручения), «подключением» к харизматичной личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.