Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8.






К – А

когнитивный аспект: знание своей аудитории
эмоциональный аспект: искреннее уважение к аудитории
поведенческий аспект: умение общаться с аудиторией на равных

А - К
когнитивный аспект: известный аудитории авторитет коммуникатора

эмоциональный аспект: внутр. и внеш. привлекательностьть к-ра, симпатия к нему

поведенческий аспект: умение адекватно реагир. на обратную связь от аудитории

^ 4) Модель коммуникатора Йельской школы «экспериментальной риторики»

Келман выделил 3 ключевые х-ки ком­муникатора, связав их с определенными псих. ме­ханизмами: 1) «кредитность» коммуникатора, - доверие к нему, связ. с механизмом внутр. принятия («интернализацией») его сообщения, 2) привлекательность, связанная с механизмом идентификации, и 3) власть, связанная с механиз­мом внешнего принятия сообщения. Данные х-ки нашли свое эмпирич. подтверждение соответственно в 3 факторах Берло, Лемерта и Мертцера: «квалификации», «безопасности» и «динамизма». Наи­больший информативный вес, (наибольшее знач. д/коммуникативного воздейств.) имеет фактор «безопасности», схожий с келмановской х-кой «привлекат-ти» (добрый, отзывчивый, дружественно расположенный, приветли­вый). В наименьшей степени влияет на «+» оценку ком-ра фактор «динамизма» (по Келману, «власть»): наступательный, смелый, настойчивый, энергичный.

Харизматическая» модель коммуникатора

В 80-е гг. в американских исследованиях МК была предложена «харизматическая» модель коммуникатора применительно к исследованию ведущих на ТВ. Успех ТВ передач новостей гораздо меньше связан с инф. содержанием пере­дачи, чем с «харизмой» той личности, кот. передает эти но­вости. Под «харизмой» понимается «личный магнетизм», лидер­ство, кот. проистекает от личности. Выделены 3 типа «харизматической лич­ности»:

1) герой — идеализированная личность: смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим»; пример – Джон Кеннеди;

2) антигерой — «простой человек», «один из нас». Выгля­дит, как «мы все», говорит то, «что и мы». С ним чувствуем се­бя «безопасно»;

3) мистическая личность — чужой нам, необычен, непредска­зуем.

Соответственно выделяются х-ки этих типов по 5 шкалам, «элементы харизмы»: 1) внешность, 2) мужская или женская привлекательность, 3) «ожидаемость» высказыва­ний, 4) действия, 5) проф. мастерство: самоподача, коммуникативный стиль. Каждая из этих шкал содержит по 10 баллов. Хорошим показателем считается 35 баллов по всем шкалам.

Харизматическая модель коммуникатора

Три ключевые характеристики воздействия коммуникатора

Социально-психологическая модель коммуникатора

Тема 8.

(Г. Келман)

1. «Кредитность» (credit) коммуникатора, то есть способность вызывать к себе доверие благодаря своей компетентности, профессионализму. Этот фактор связан с механизмом «интеранализации» - внутреннего принятия сообщения коммуникатора.

2. «Привлекательность» (attractiveness) коммуникатора, то есть способность вызывать у аудитории «чувство комфорта и безопасности» в общении с ним, когда он воспринимается «своим человеком, одним из нас». В основе этого лежит психологический механизм – «идентификации».

3. «Власть» (power) коммуникатора, связанная с принятием реципиентами его сообщения, когда реципиенты не принимают его сообщение, но вынуждены в определённой ситуации делать вид, что согласны с ним.

Американские исследователи СМИ – Берло, Лемерт и Мертцер выделяют схожие с Келмановскими три фактора психосемантического исследования коммуникатора:

Ø Квалификация (совпадает с кредитностью)

Ø Безопасность (привлекательность) – добрый, отзывчивый, дружественно расположенный, приветливый, мягкий, один из нас.

Ø Динамизм (власть) – наступательный, настойчивый, агрессивный, энергичный.

По данным исследований наибольшее значение имеет фактор безопасности.

На их основании делаются рекомендации коммуникатору, которые зачастую носят манипулятивный характер.

Пример:

Чтобы повысить убедительность своего выступления в аудитории, которая не разделяет взгляды коммуникатора рекомендовалось сначала высказать взгляды, разделяемые аудиторией, даже если они не имеют прямого отношения к основному содержанию выступления. При этом срабатывает психологический механизм идентификации и, соответственно, фактор привлекательности (безопасности). После этого аудитория лучше воспринимает оставшуюся часть сообщения.

 

(Дж. Голдхабер)

В соответствии с теорией М. Маклюэна «телевидение больше действует на эмоции, чем на разум» Голдхабер считает, что успех телевизионных новостных передач связан с «харизмой» той личности, которая передаёт эти новости, чем с информационным содержанием передач.

«Харизма» - это «личный магнетизм», лидерство, который проистекает от личности.

1. Герой – идеализированная личность: смел, агрессивен, говорит что «мы хотим», выглядит «как мы хотим»

2. Антигерой – «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то, «что и мы», «думает как мы». С ним мы чувствуем себя «безопасно».

3. Мистическая личность – чужой нам, необычен, непредсказуем во всём.

Для новостных передач нужен «Антигерой».

Для поздних передач подходит «Мистическая личность».

 

5 Д. ЕРЕМЕЕВА

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАТОРА

Актуальность выбранной темы обусловленна влиянием журналиста

к читателю или зрителю. Харизматическая модель коммуникатора зави-

сит от того, как сильно сообщаемая информация воздействует на рядового

потребителя информации. Работая над данной темой мы поставили задачи:

определить значимость харизматической модели в СМИ; выявить основ-

ные модели коммуникатора, на примере изветных журналистов; дать ха-

рактеристику установления успешного коммуникативного контакта «жур-

налист-реципиент». Изучая данную тему мы провели мониторинг отдель-

ных СМИ; обратились к работам исследователя в области массовой ком-

муникации Дж. Голдхабера; проанализировали труды гонзо-журналиста

Хантера С. Томпсона.

В настоящее время успех телепередачи или других СМИ практиче-

ски полностью зависит от коммкникатора (непосредственно журналиста,

взаимодействующего с реципиентом), а точнее от его харизмы и умения

владеть коммуникативными способностями.

Американский исследователь Дж. Голдхабер описал так называемую

харизматическую модель коммуникатора. «Харизма» им понималась как

личный магнетизм. Голдхабер делал вывод о том, что на современном те-

левидении США представлены три типа харизматической личности:

- «герой» – некая идеализированная в сознании аудитории личность:

смел, агрессивен, говорит именно о том и то, что мы хотим слышать;

- «антигерой» – «простой человек», «один из нас», с этим коммуни-

катором мы чувствуем себя «безопасно»; 44

- «мистическая личность» – коммуникатор, внешне чуждый нам, ибо

он необычен, непонятен нам, непредсказуем [1].

Cсегодняшняя практика выдвигает на первый план прежде всего

коммуникаторов харизматического типа из среды телеведущих.

Помимо харизмы у журналиста должен быть еще и имидж. Какую

роль он играет в установлении коммуникативной связи?

Исследуя работы Дж. Голдхабера, мы определили, что он выделяет

четыре основные функции имиджа журналиста (коммуникатора):

- номинативная (заявить о себе, хоть как-то выделиться из числа себе

подобных);

- эстетическая («облагородить» впечатление от собственного появ-

ления перед аудиторией, продемонстрировать наглядно чувство меры, ху-

дожественного вкуса);

- психологическая (акцентирование внимания на харизме коммуни-

катора);

- адресная функция (связывает его со своей целевой аудиторией) [2].

Все эти четыре функции имеют наглядные формы проявления в дея-

тельности каждого успешно работающего журналиста, будь то в сфере те-

левизионной практики, радио или периодической печати. А доминирую-

щей, по мнению экспертов, самих опрошенных журналистов, чаще всего

является именно психологическая функция.

Впечатление о журналисте можно сложить с первых минут «знаком-

ства». Здесь можно учитывать приветствие коммуникатора, его речь (при-

ятна ли она вам), голос, внешний вид и проочее.

Кратко представим результаты проведенного мониторинга по изуче-

нию харизматической модели коммуникатора.

Например, телегид «Известий» Евгения Пищикова на основании ро-

левого участия журналистов в деятельности электронных СМИ даже выве-

ла некую «формулу» телевизионной вежливости: «Приветствие и проща-

ние – это, собственно говоря, обращение. Которое указывает, к какому

именно зрителю обращена программа. Например, адресное деление может

быть таким: к среднему потребителю информации, рядовому гражданину,

единомышленнику, патриоту, клиенту, члену узкого круга посвященных, и

так далее» [3]. 45

В российском ТВ можно привести такой пример создания имиджа

журналиста, как телеведущая и корреспондент Ирада Автандиловна Зей-

налова.

Если следовать классификации Голдхабера, то ее можно отнести к

типу «герой». Потому что ее образ четко соответствует описанию данного

типа. Конкретнее: своими агрессивными высказываниями и убежденной

точкой зрения она олицетворяет некоего «героя для народа». Является ли

она им на самом деле – вопрос спорный. Но как минимум это не плохой

маркетинговый ход директоров Первого канала. Ведь начав вести выпуски

новостей (с 2012г.) Ирада, к тому времени уже завоевавшая народное при-

знание, могла говорить с экрана все, что угодно, ибо ей бесприкословно

верят обычные телезрители. А вот говорит она правду или нет, пусть ре-

шает каждый сам для себя.

К следующим двум типам «мистическая личность» и «антигерой»

можно отнести еще одного журналиста, телеведущего программы «Чело-

век и закон» Пиманова Алексея Викторовича.

В своей передаче он не только говорит о проблеме, но и показывает,

как их комманда пытается бороться с несправедливостью, безразличием

госслужащих и прочее. Он не сдерживается в своих высказываниях, что

порой вызывает общественный резонанс. Пиманова я бы не смогла обви-

нить в наличии какой-то выгодной для него маски. Хочется верить, что

этот человек искренний.

Однако выпуски его программы показывают поздно вечером, ибо

нечего вам люди развиваться и оттачивать свое непоколебимое мнение.

Лучше днем смотрите глупые передачи и сериалы, а ночью спите или пе-

рерабатывайте полученную информацию.

Однако можно назвать человека, который совмещает в себе сразу три

вида модели коммуникатора, это Хантер Стоктон Томпсон. Анализируя

его работу можно заметить, что он, во-первых, говорит то, что думает и

действительно смел и порой агрессивен. Во-вторых, он самый простой че-

ловек, описывает сложные для восприятия вещи обычным языком. Можно

сказать, что он «один из нас». В-третьих, его можно назвать необычным и

непредсказуемым. Все эти пункты говорят о том, что Х.С. Томпсон отно-46

сится ко всем видам модели коммуникатора. Это можно проследить во

всех его работах. Наиболее явно это видно в книге «Лучше, чем секс» [4].

Подводя итоги проведенной работы, следует отметить, что харизма-

тическая модель коммуникатора в СМИ играет большую роль. Если хоро-

шо знать виды данных моделей и аудиторию, можно в большей степени

воздействовать на реципиента, что способствует правильному восприятию

информации.

Полученные в ходе работы над представленным материалом знания,

помогут нам при реализации нашей профессиональной деятельности, что

способствует более качественному коммуникативному контакту с аудито-

рией.

Литература:

1. Олешко В.Ф. Основы творческой деятельности журналиста.

(Электронный ресурс). URL: https://smi-jurnalistika/neobyasnimo-vlekusche-

40370.html

2. Светлана Овсянкина. Аудитория СМИ. (Электронный ресурс).

URL: https://www.textfighter.org/text8/29_auditorii_vsego_informatsii_3.php

3. Хантер С. Томпсон. Лучше, чем секс. Better than Sex. Астрель МОСКВА,

2012.

6 1. Женская часть аудитории при восприятии ведущих мужчин наиболее внимательна к формальным характеристикам (цвет волос, овал лица, форма глаз и рук);

2. Мужская часть аудитории при восприятии женщин-телеведущих наиболее внимательна к динамическим характеристикам (мимика, пластика, жестикуляция, общая гармоничность);

3. При восприятии своего пола большее внимание уделяется интеллектуальным способностям (эрудиция, ум, образованность) и своеобразию облика (оригинальности, обаянию, притягательности);

4. От ведущего развлекательного ток-шоу зритель ожидает прежде всего высокого вкуса в одежде; от комментатора и ведущего аналитического ток-шоу – простоты и доступности; от ведущего передачи формата студийной беседы – теплоты и человечности, задушевности; от репортера (опрос на улице) – вежливости;

5. В ведущих монологовых аналитических передач ценится средне развитый (по Кэттеллу) логический интеллект, слабая развитость гибкости мышления, невысокая готовность воспринимать новую информацию (нижняя граница нормы). Успешны здесь люди эмоционально неустойчивые, внутренне напряженные, фрустрированные, тревожные, внешне самоуверенные, демонстративные (таким наша социальная перцепция приписывает интеллектуальные способности);

6.Ведущие аналитических ток-шоу успешны, если они отличаются хорошим самоконтролем, придерживаются общепринятых норм, расчетливы, тактичны, эмоционально зрелы, отличаются развитым чувством самозащищенности, а потому доверчивы, терпимы и безмятежны, уравновешены.

Так или иначе, любому журналисту, работающему в кадре, потребуется определенная концентрация, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, высокий уровень самоконтроля, определенная толстокожесть, избавляющая от острых переживаний по поводу профессиональных неудач, которые случаются нередко. Конечно, не все тележурналисты – люди «эфира». Можно успешно работать на телевидении и никогда не появляться в кадре. Тем не менее, результаты опросов экспертов фиксируют следующие «универсальные» характеристики идеального ведущего: добросовестность, самостоятельность, независимость, уверенность, общительность, решительность, самоконтроль, эмоциональная «толстокожесть». Наименее желательны раздражительность, напряженность, уступчивость. Как видим, в числе отмеченных аудиторией желательных качеств тележурналиста не последнее место занимают те, что относятся к долженствовательной сфере личности. И, думается, эти требования распространяются за пределы телеработы на всю сферу журналистики. Сфера долженствования в самом деле тесно связана с личностными качествами человека, с доминирующими чертами индивидуальности и активным образом влияет на подход к профессиональной деятельности журналиста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.