Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия






Конспект лекций

для курсантов направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» и специальностей: 26.05.05 «Судовождение», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»,

очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………    
1. Как слушать и конспектировать лекции по дисциплине «Философия»…………………..    
2. Тематика лекций………………………………………………………………………………… 3. Краткое содержание лекций………………………………………………………………….   Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре…………………………    
Тема 2. Мировой философский процесс: древневосточная философия……………………..    
Тема 3. Космоцентризм античной философии…………………………………………………    
Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения…………………………………….    
Тема 5. Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия…………..    
Тема 6. Особенности становления и развития русской философии…………………………..    
Тема 7. Философская онтология: проблема бытия………………………………………………...    
Тема 8. Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика…………………………………………………………………………………………..    
Тема 9. Социальная философия. Общество как объект философии. Гражданское общество и государство………………………………………………………………….....    
Тема 10. Философская антропология……………………………………………………………    
Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности……………………………………………………………………………………..  
Тема 12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей……………………………………………………………………………………………..    
Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………….    
Заключение………………………………………………………………………………………….    

 

«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией,

а в старости не устает заниматься философией;

ведь никто не бывает ни недозрелым,

ни перезрелым для здоровья души»

(Эпикур «Письма к Менекею»)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Приступая к изучению философии, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин. Философия – это динамичный мир понятий, идей и концепций, проблем, вопросов, сомнений. Научиться ориентироваться в этом мире совсем не просто. Человек пытается разрешить не только житейские вопросы, связанные с решением повседневных задач, но и стремится найти ответы на более общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир, каково место человека в этом мире, его предназначение? Что лежит в основе всего существующего? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать мир и что такое познание? В чем цель и смысл человеческой жизни? Какова ее ценность? Такого рода вопросы называются мировоззренческими. Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или же на научные знания. Это зависит от того типа мировоззрения, который он выбирает. Одним из таких типов является философия.

Изучение философии нацелено на развитие у будущих специалистов аналитической способности к суждению, формированию у них гуманистического мировоззрения в системе «человек-мир». В условиях современного общества, когда происходит трансформация всех сфер общественной жизни, от мировоззренческой ориентации человека, осознания им свого места и роли в жизни общества, ответственности за свои поступки, зависит будущее цивилизации. Именно философия, обосновывая приоритетные ценности в жизни общества, играет решающую роль в формировании мировоззренческой культуры человека.

Данный конспект лекций преследует цель – оказать методическую помощь студентам при изучении дисциплины «Философия». Однако следует помнить, что использование только одного конспекта для изучения данной дисциплины недостаточно: необходимо привлекать литературу, как основную, так и дополнительную, что позволит углубить знания студентов по конкретным темам изучаемой дисциплины.

Для лучшего усвоения материала в предлагаемом конспекте лекций представлены тесты и вопросы для самопроверки, а также приводится небольшой словарь философских терминов по каждой теме. Предлагаемый конспект лекций является попыткой оказать содействие студентам в усвоении курса «Философия».

Цель курса:

· Раскрыть предмет философии, ее значение в современной культуре;

· Познакомить студентов с философскими понятиями и категориями;

· Раскрыть историю становления философского знания;

· Дать знания по основным разделам философии – онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, аксиологии, взаимосвязи человека, культуры и глобальных проблем современности;

· Воспитать культуру философского мышления и навыки ценностной оценки явлений действительности.

После изучения курса студент должен:

· Владеть философским инструментарием и ориентироваться в социокультурном знании;

· Знать о назначении философии в современной культуре, ее структуру и исторические типы;

· Уметь ориентироваться во множестве концепций, идей, уметь раскрывать связь между явлениями действительности.

 

Процесс научной организации учебной и познавательной деятельности студентов имеет две стороны, диалектически между собой взаимосвязанные: организующая роль преподавателя и организация своей деятельности студентом. Необходимо помнить, что отсутствие из этих сторон дает низкие результаты в учебе.

 

1. КАК СЛУШАТЬ И КОНСПЕКТИРОВАТЬ ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Поскольку почти половину времени, отведенного на академические занятия, занимают лекции, на которых закладываются основы знаний, то от качества работы студента во время лекции зависит продуктивность других форм учебного труда. Именно поэтому важно научиться правильно слушать и конспектировать лекции.

Существует ряд требований, соблюдение которых ведет к успешному овладению философией.

Первое и главное требование – активная работа над учебным курсом. Без активной творческой деятельности нет познания, лишь в систематическом глубоко заинтересованном участии во всех предусмотренных учебным планом или рекомендованного кафедрой формах и видах работы студент сможет понять сущность философии.

Второе важное требование сводится, в конечном счете, к культивированию в себе способности творчески, логически и методически правильно мыслить, учиться со знанием дела оперировать философскими категориями, добиваться легкости в использовании категориального аппарата, свободы в выборе и применении методов и приемов при анализе проблемных ситуаций, при построении обобщений и выводов на философском уровне.

Рекомендуется после прослушивания лекции по определенной теме и в ходе самостоятельного ее изучения поразмышлять по такому плану:

· Какой круг вопросов затронут в данной теме?

· Какая проблема является центральной и почему?

· Какие выводы содержатся в этой теме?

· Какую новую информацию вы получили?

· Каковы слабые и сильные стороны в теоретическом обосновании проблемы? С чем можно согласиться, а с чем не стоит? Почему?

Важно выработать навыки конспектирования лекций по дисциплине «Философия» студентами (курсантами) младших курсов, поскольку объем информации по данной дисциплине большой и важно уметь слушать и записывать одновременно, выделяя главную мысль, на которую преподаватель обращает внимание.

Как научиться записывать во время лекции самое главное и собственными словами? Это возможно, при условии соблюдения следующих правил:

1) лекции должны записываться в отдельной тетради;

2) пишите, по возможности, более четко, чтобы не тратить времени на разбор непонятной записи;

3) научитесь писать не только четко, но и быстро;

4) пользуйтесь сокращением слов и условными знаками, что значительно сократит время на запись (сокращения и условные знаки каждый может выработать самостоятельно);

5) оставляйте в тетради широкие поля, чтобы иметь место на уточнение некоторых положений, на запись дополнительной информации по данному вопросу;

6) каждую основную мысль следует фиксировать с абзаца, выделять главы, подчеркивать определения, схемы, трудные места, важные мысли: это облегчит пользование конспектом;

7) слушая лекцию, надо улавливать основное, продумывать и только тогда, записывать, отмечая на полях соответствующими значками (+,!, -,?) или словами свое отношение к услышанному: одобрение, неясность, несогласие, и т. п.

8) лекции необходимо записывать с самого начала, т. к. оно часто бывает ключом ко всей теме;

9) во время лекции важно сохранять умственную активность, осмысливая, перерабатывая, усваивая поступающую информацию.

Хорошо овладеть содержанием лекции – это значит:

· знать тему;

· помнить ее важность в данном курсе;

· уметь выделить в ней главное;

· представлять необходимость применения полученных знаний в науке и практике.

 

2. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.