Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.Л.О. – 3.






(Неожиданный литературный объяснизм.)

«…Женщина есть всего лишь функция…»

(И.С. Тургенев)

 

Вот где сказывается разница в способе мышления предков наших и поколения нынешнего.

Ещё одна цитата.

«Мифологическое мышление опирается на коллективное представление («архетип» К.Г.Юнга), оно, в отличие от рационального, пра-логично. Его основная отличительная черта – мистическая сопричастность. Она проявляется в том, что некий предмет является самим собой – и одновременно чем-то иным. Жизнь людей зависит от того основного и первоначального факта, что в их представлениях чувственный мир и мир «иной» составляют нечто единое. Совокупность невидимых существ неразделима от совокупности существ видимых. «Иной» мир дан непосредственно как видимый, он обладает большей действенностью и внушает больше страха».

 

Природа порождает всё живое. Мир животный и мир растительный подчиняются неведомым законам, во многом непонятым до сих пор человечеством и отдельными личностями.

Но рожает всегда женщина; она не просто подчиняется природным законам, давая жизнь новому человеку – она управляет природой. Вот истоки матриархата. Зачать дитя можно было от ветра, дождя, семечка не во время проглоченного, от пережитого во сне. Даже оставаясь девственной по сути; даже снеся яйцо, из которого появится новый мир.

И отец тут вроде бы не-при-чём!..

И лишь при условии правильного воспитания ребёнку можно было позволить походить на родителей. Свою принадлежность к роду предков, да и к роду человеческому, ребёнок обязан был доказывать с помощью обрядов – испытаний.

В.Я.Пропп доказывает, что баба-яга олицетворяет собой обряд посвящения юношества при наступлении половой зрелости. Избушка на курьих ножках – это вход в царство мёртвых. Чтобы попасть в избушку, герой должен произнести заклинание, назвать пароль или имя, т.е. принести «словесное жертвоприношение». Еда и питьё, которыми его подчует яга, открывают путь в царство мёртвых, ибо они из этого царства. Баня в данном случае повторяет обряд обмывания покойного, а послетрапезная беседа – перечисление грехов и добродетелей покойного при встрече с судьями в царстве загробном.

Об инициации: посвящаемый уводился в лес, попадал в избушку, представал перед чудовищным существом, властителем смерти и царства живых. Он (инициируемый) спускался в область смерти, чтобы оттуда вернуться на «верхний» свет. Он подвергался символическому ослеплению и обрезанию, или выбиванию передних зубов. Действия, совершаемые над юношей, в сказке переносятся на самого мучителя, на Бабу Ягу.

В эпоху матриархата все женщины считались ведуньями, ведьмами, знающими особые, запредельные тайны. А позже?

 

«Ведьмы бывают природные и учёные. Первые рождаются у женщин, имевшим любовную связь с чёртом», - писал С.Максимов. И далее: «…если в семье девять девочек, то десятая будет ведьмой. Учёные ведьмы перенимают чары у колдуний или нечаянно взяв от умирающей какой-то предмет, или нарочно вступив в сговор с нечистой силой. Женщина должна отречься от отца и матери и от всего рода до двенадцатого колена. При этом она должна стоять на перекрёстке, бросив под ноги икону ликом вниз. После отречения перед ведьмой появится громаднейшая жаба с разинутой пастью, в которую нужно влезть. Если женщина испугается и вернётся домой, то непременно умрёт».

Это прошлый, т.е. позапрошлый век!

 

Вернёмся к реалиям матриархата.

Выше довольно ясно описан обряд посвящения в жрицы Великой Богини. Старая жрица заранее отбирает из многих девушек одну. Затем, будущая ведунья отрекается от рода-племени (буквально «ОТРЕКАЕТ СебЯ », речью своей отвергает всех своих предков, а двенадцать поколений пращуров поимённо – это ещё и память надо иметь совсем не девичью!), тем самым формально исключает себя из мира живых, уходит в мир мёртвых – дремучий лес.

На перепутье, где обычно стояли образы Богини, она ритуально уничтожает тотем рода (в позднем варианте – икону) и нет ей возврата; каждый сородич при встрече просто обязан лишить её жизни за святотатство.

Громадная жаба – символ живородящего лона Великой Матери – проглатывает её для возрождения, перерождения точнее будет сказать.

И что взамен?

Способность насылать порчу на людей и животных, разрушать семьи, наводить погибель и засуху на поля…

Даже месяц скрасть с небес.

 

«В присутствии ведьмы ни у какой пряхи работа не спорится, потому что вся пряжа идёт на веретено колдуньи».

С.Максимов.

 

Ведьмы вынуждены выселяться за пределы деревни или тщательно скрывать свою сущность.

НО…

«До эпохи развитого средневековья представления о магических способностях ведьмы оставались на уровне фольклора и осуждались церковью, которая наказывала лиц, преследующих женщин по подозрению в колдовстве. Вера в ведьм расценивалась церковью как суеверие, внушённое происками нечистой силы, в частности, отрицалось существование шабашей – сборищ ведьм».

БЭС Мифология, стр. 118

 

«И только в 13-15 вв. в связи с внутренним кризисом церкви и утратой полного контроля над духовной жизнью паствы, отношение церкви к преследованию ведьм коренным образом меняется. Архаические народные поверья использовались для судебного преследования … …признана возможность вступления в половое сношение человека, занятого ведовством, и дьявола»…

 

«Эпоха Возрождения и Реформации…

… (а это время с 15-16 в по 18 в)…

… – массовые гонения на ведьм. Булла папы Иннокентия «С величайшим рвением…» 1484 г провозглашала ересью НЕВЕРИЕ в ведьм.

В 1487 – 1489 гг. Инститорис и Шпренгер публикуют «Молот против ведьм» - на два столетия основное руководство для светских и церковных судов в делах о ведовстве. Среди других злодеяний ведьме приписывалось лишение мужчины половой силы. Ведьма подлежала уничтожению на костре. Разрушалась традиционная народная культура и неотъемлемая её часть, какой была неконтролируемая церковью магия. Женщина – объект гонений, была и основной носительницей народных традиций культуры.

В 16 – 17 вв. церковь и светские власти видели в ведьмах не одиночек, а «антицерковь» во главе с сатаной».

А.Я.Гуревич.

 

И всё же…

«Преследование ведьм у славян не носило массового характера, однако, казнь ведьмы, по народным представлениям, была необходима для прекращения засухи, мора, и т.п.

А по календарным праздникам, по-прежнему, сжигали чучело».

А.И.Немировский.

 

«…колдуны и ведьмы были служителями божеств, им принадлежало ведение религиозных обрядов и мифического языка богослужения; они приносили богам жертвы, произносили заклятья, заговоры, предвещанья и совершали очищения; делом их было – силою заповедных слов прогонять нечистую силу, отстранять зловредное влияние и низводить на землю, на животных плодородие, в дома – обилие и покой…»

А.Афанасьев.

 

Так, когда же окончательно сгинул матриархат?

Когда была подорвана непрерывная культурная традиция, передаваемая, в большей степени, женщиной – ведуньей?

Вопрос о времени возникает ещё более остро, когда пытаешься выяснить причины перемены пола, либо передачи функций божества женского – мужскому.

Если вспомнить Бабу Ягу, когда её пытался заслонить страшный Бабай или тюркский «бабай-ага»?

И по каким религиозным мотивам в Израиле начало года не может совпадать со средой, пятницей и воскресеньем, т.е. «женскими» днями недели?

Когда вместо пары прародителей скифов Геракл – Ехидна (дева-змея) в сказки вошли Змей и Маринка?

У Бабы Яги по сказке три дочери, и вдруг «…удумала старая жениться…».

Всё это требует глубокого погружения в Историю…

Вы готовы?

 

За мной, читатель, ибо там, впереди, нас ожидает самое интересное!..

· Баба-Яга – сказка; проработка сюжетов известных сказок.

· Баба-Яга – природа, миф, история…

· …быт, этимология.

· Баба-Яга – миф.

· Синтез и логика; сумма фактов и основной вывод.

· Трансформация образа и наследники.

· Именно – Середа!

· История с географией.

· Ещё раз – выводы.

· Источники, справочники, слова благодарности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.