Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.






Музыкальная психология и педагогика

Конспекты лекций

Для студентов музыкальных вузов

Автор-составитель - Ольга Лучинина

" Музыкальная психология и педагогика" - конспекты лекций для студентов музыкальных Вузов

Автор-составитель - Ольга Лучинина

Предисловие

Предлагаемый сборник конспектов лекций создан в помощь студентам музыкальных Вузов. Программы по психологии и педагогике для студентов-музыкантов существенно отличаются от программ, по которым учатся студенты иных специализаций. Поэтому музыканту нередко бывает сложно ориентироваться в учебниках по психологии и педагогике, чаще всего написанных для студентов педагогических вузов. К тому же обилие специальной терминологии зачастую оказывается не по душе музыканту-исполнителю, привыкшему к чёткости и конкретике.

Мы специально выбрали наиболее ясные и прозрачные формулировки по каждой теме программы.

 

Если у вас возникли вопросы - обращайтесь по адресу сайта

" Психология - музыкантам": https://arelbina.ucoz.ru/

 

На обложке - неизвестный мастер 16 века " Музыкантши"

Содержание:

Раздел 1. Общая психология

 

Психология: основные школы, отрасли и направления. Предмет, объект

и методы психологии. Место психологии в системе наук.................................................... 5

Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.................................................................................................................. 7

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза....................................................... 8

Структура психики. Основные психические процессы. Структура

сознания................................................................................................................ 10

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.

Воображение. Мышление и интеллект. Внимание. Память.

Эмоции и чувства. Общение и речь.............................................................................. 10

Формы существования и передачи психологических знаний.............................................. 13

Задачи " академического" психологического направления................................................. 14

Задачи " практической" психологии.............................................................................. 14

Принципы целостного подхода к человеку в современной психологии.................................. 14

Личность. Её формирование и развитие. Условия развития личности..................................... 15

Индивид, личность, субъект, индивидуальность................................................................ 16

Телесно ориентированные направления в психологии....................................................... 17

Основные характеристики " психологического пространства" и их

функции................................................................................................................ 18

Основные характеристики " психологической атмосферы" и их

функции................................................................................................................. 20

Идеи психоанализа в повседневной жизни и педагогике.................................................... 20

Психоанализ. Его основные идеи. Формы проявления бессознательного................................ 20

Структура личности с позиции различных психоаналитических

подходов................................................................................................................ 21

Трансактный анализ.................................................................................................. 22

" Игры", " защиты", " компенсации"............................................................................... 23

Субличности, социальные роли и жизненные сценарии....................................................... 25

Общение и конфликт с позиции трансактного анализа........................................................ 26

Бихевиоризм, его основные идеи................................................................................... 27

Формы и виды подкреплений. Наказание........................................................................ 28

" Технология поведения" и поведенческий тренинг............................................................ 28

" Гуманистические" направления в психологии - основные идеи.......................................... 29

Самоактуализация, черты актуализированной личности...................................................... 30

Базовые потребности человека....................................................................................... 31

 

Раздел 2. Педагогика

 

Проблемы педагогического общения............................................................................... 31

Структура и отрасли педагогики.................................................................................. 33

Понятие о воспитании. Концепции воспитания............................................................... 34

Понятие о развитии. Факторы развития человека. Основные

подходы к проблеме развития....................................................................................... 34

Механизмы развития и воспитания человека.............................................................................. 35

Модели взаимодействия педагога и воспитанника. Условия

успешного взаимодействия................................................................................................ 35

Стили взаимоотношений педагога и воспитанника................................................................... 37

Возрастные особенности личности в связи с задачами

воспитания и развития. Возрастные периодизации............................................................ 39

Основные категории дидактики................................................................................................ 44

Обучение и образование - черты сходства и отличия понятий............................................. 45

Принципы обучения и образования............................................................................ 45

Концепции обучения.............................................................................................. 47

Проблема оценочной деятельности педагога. Оценка и отметка......................................... 47

Свойства учебного материала.................................................................................... 48

 

Раздел 3. Музыкальная психология

 

Структура музыкальной психологии.............................................................................. 49

Психология музыкальных способностей..................................................................... 50

Музыкальный слух.................................................................................................. 51

Чувство музыкального ритма................................................................................... 53

Музыкальность...................................................................................................... 54

Музыкальная память............................................................................................... 55

Музыкальное мышление......................................................................................... 56

Исполнительские способности.................................................................................. 57

Психология музыкального восприятия........................................................................ 59

Социальная психология музыки.................................................................................. 61

Личностно-профессиональное развитие музыканта......................................................... 62

Функциональные состояния в творческой деятельности

музыканта исполнителя и педагога............................................................................... 65

Акцентуации характера.............................................................................................. 67

Темперамент и музыкальная деятельность..................................................................... 68

Музыкотерапия и музыкальная психокоррекция............................................................... 70

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психология: основные школы, отрасли и направления. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук

Психология (от греч. psyche - душа и logia - понимание, знание) - в дословном переводе наука о душе.

Позднее вместо понятия " душа" в качестве области изучения психологии стал использоваться более термин " психика". Психика, как и душа, - это субъективная реальность, отличная от внешней реальности.

У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В ряде школ отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Существуют фундаментальные и прикладные, общие и специальные психологические науки, а также практическая психология как система психологической помощи.

Всего можно назвать более 200 самостоятельных направлений психологии. В их числе:

Общая психология носит фундаментальный характер, изучает общие фундаментальные свойства, качества и состояния, характеризующие психику в целом.

Психику человека и животных в конкретных сферах изучают специальные отрасли психологии. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей.

В возрастной психологии - данные различия представляются по возрастам.

Сравнительная психология сравнивает, осуществляет сопоставление психики животных и человека.

Зоопсихология изучает особенности психики животных.

Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения.

Социальная психология исследует психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах.

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

Психология торговли рассматривает психологические особенности воздействия рекламы, индивидуальное восприятие товаров и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов.

Психология спорта выявляет психологические особенности личности и деятельности спортсменов

Музыкальная психология рассматривает вопросы музыкальной деятельности людей и социальных групп, а также особенности личности, деятельности и развития музыкантов-профессионалов.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования и развития трудовых навыков.

В России и за рубежом активно функционируют многочисленные психологические школы, объединяющие психологическую теорию и практику. В числе наиболее известных можно назвать следующие школы:

Гештальтпсихология. Ее создатели - Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1816-1841), Вольфганг Келер (1887-1967). Гештальтпсихология изучает восприятие целостных объектов окружающего мира.

Бихевиоризм. Основатель бихевиоризма - американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Главный предмет изучения - поведение животных и человека.

Психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский врач-психоневролог Зигмунд

Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательными предпосылками

Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева о рефлекторной природе психики; учение об условных и безусловных рефлексах

Культурно-историческая теория человеческой психики Л. С. Выготского. Выготский (1896-1934) создал теорию с помощью которой стремился определить специфику психического мира человека, Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер и во многом роднят человека с животными. Высшие психические функции носят социальный и культуральный характер.

 

Методы психологии:

Существуют 3 группы методов в психологии

Первая группа - методы сбора информации

1. Наблюдение.

Метод наблюдения имеет множество форм. Различают внутреннее и внешнее наблюдение. Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) - когда объектом наблюдения является сам наблюдатель (испытуемый). При внешнем наблюдении мы наблюдаем за кем-то другим извне, со стороны. По характеру контакта различают непосредственное наблюдение и опосредованное. При непосредственном наблюдении наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии. При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом косвенно, например изучая документы, аудио или видеозаписи.

По информированности участников различают скрытое и открытое наблюдение. В случае скрытого

наблюдения о присутствии наблюдателя исследуемым не сообщается, при открытом наблюдении исследователь оповещает испытуемых о своей роли. По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение и невключенное. При включенном наблюдении исследователь сам становится членом группы, при невключенном наблюдении исследователь остаётся " внешним" наблюдателем.

2. Эксперимент - это метод исследования, целью которого является установление причинно-следственных связей того или иного процесса. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Выделяют естественный эксперимент и лабораторный.

3. Тест - это стандартизированная психологическая методика, предназначенная для оценки у человека изучаемого психологического качества (тест-опросник, тест-задание и т.п.).

4. Проективные методы - методы, использующие механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности, жизненные ориентации (метод завершения, ассоциативные методы и т. д.).

5. Опрос - метод психологического исследования, в процессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологических качествах людей и характере межличностного взаимодействия в группах, коллективах. Опросы делятся на устные (интервью) и письменные (анкета).

Вторая группа методов - методы обработки и анализа информации. Здесь различают количественные (статистические) и качественные (описательные) методы. Для научной (академической) психологии статистические методы очень важны. Любое психологическое явление или процесс должны быть статистически значимы для больших групп людей. В практической психологии статистическая значимость не играет столь существенной роли. Главное для практического психолога - помощь конкретному человеку или группе.

Третья группа методов - методы практической психологии (психологической помощи и поддержки). Методы психологической помощи и поддержки включают в себя индивидуальные и групповые сессии, консультации, тренинги, деловые игры и др.

 

Место психологии в системе наук.

Одним из истоков психологии, как и многих других наук, стала философия. Еще в III в. до н. э. Аристотель написал трактат " О душе". И в наши дни философия играет заметную роль в психо-

логических исследованиях, потому что проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне решения мировоззренческих проблем: об отношении материального и идеального, телесного и духовного, объективного и субъективного, биологического и социального и т. д.

Связь биологии и психологии прослеживается по нескольким направлениям. Например, многие авторы утверждают, что существует биогенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие человека) есть сокращенное повторение филогенеза (развития человечества).

Несомненна зависимость решения психологических проблем от данных генетики, предоставляющих материал для осознания соотношения врожденного и приобретенного в течение жизни человека. На базе связи с генетикой развивается специальная отрасль психологии - психогенетика.

Значительна связь психологии с физиологией высшей нервной деятельности.

гии как науки.

На стыке психологии и невропатологии возникла патопсихология, изучающая различные варианты патологии психического развития. Медицина в значительной мере способствовала появлению нейропсихологии, которая изучает мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга.

Существует специальная отрасль знания, находящаяся на стыке психологии и социологии, решающая проблему межличностного взаимодействия, в том числе социальных групп.

С историей психологию сближает интерес к особенностям духовного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах: особенности мировосприятия, личности, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности возникновения и формирования групп и т. д.

На стыке психологии и этнографии возникла этнопсихология, изучающая особенности психики людей различных народов и культур, исследующая проблемы национального характера, самосознания и т. д.

 

Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

В современной психологии наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики немецкого психолога Э. Кречмера и американского психолога У. Шелдона. Э. Кречмер в своей работе " Строение тела и характер" стремился обосновать положение, согласно которому тип телосложения предопределяет основные характерологические особенности личности.

Значительное внимание в психологии уделяется выяснению роли врожденных, генетических факторов, определяющих особенности психики того или иного индивида.

Особое внимание к связи психики и организма уделяется в специальном направлении - Телесно-ориентированной психологии (см. вопрос N 12)

Мозг часто называют " материальным субстратом психики". Структурно-функциональной единицей мозга, как и всей нервной системы, является нейрон. Различают три вида нейронов:

рецепторные (чувствительные, афферентные), имеющие чувствительные нервные окончания, которые способны воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды;

эффекторные (эфферентные), окончания которых передают сигнал на тот или иной орган;

ассоциативные (вставочные, центральные), являющиеся промежуточными в составе рефлекторной дуги и передающие информацию с чувствительного нейрона на эффекторные.

Ни один поведенческий акт не возможен без возникновения на клеточном уровне процессов, которые сопровождаются электрическими и химическими изменениями и процессами двух видов: возбуждения и торможения.

Нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая включает в себя все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга. Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы. При внешнем осмотре в нем выделяют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок. В свою очередь, мозговой ствол подразделяют на продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Большой мозг представлен двумя полушариями - правым и левым, которые связываются друг с другом мозолистым телом. Наружная часть большого мозга покрыта " плащом", который в физиологии обозначается как кора больших полушарий. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальным субстратом высшей нервной

деятельности, главным регулятором всех жизненных функций организма. В коре головного мозга выделяют зоны, отвечающие за функции зрения, слуха, движения, речи, мышления и т.п. В промежуточном мозгу выделяют две важные структуры: таламус и гипоталамус. Таламус представляет собой коллектор почти всех сенсорных путей. Гипоталамус является важным центром, обеспечивающим поддержание постоянства внутренней среды организма (межклеточной жидкости).

 

Психика, поведение и деятельность.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Вследствие продуктивной деятельности человек создал знаковые системы (речь, цифры и т. д.), орудия воздействия на себя и природу.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Материальные мотиры побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, инструментов и вещей. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Поведение - любое внешнее проявление деятельности человека или животного (подробнее см. Бихевиоризм)

 

Основные функции психики.

Можно выделить 3 основные функции психики:

1) Отражающая - Отражение воздействий окружающего мира. При психическом отражении действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека или животного. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

2) Оценочная - оценка ситуации и своего места в окружающем мире. Эта функция психики обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию в мире.

3) Регулятивная - Регуляция поведения и деятельности в данных конкретных условиях

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.