Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы проведения исследования.






Первый этап – поисково-теоретический (1998-2000 гг.) - был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической, лингвистической и специальной литературы по проблеме, определению цели, задач, гипотезы и методов исследования.

На втором этапе (2000-2002 гг.) проводилась разработка обучающего эксперимента и его апробация на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации. Проверка эффективности использования в практике разработанной программы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей и подростков проходила в процессе контрольного эксперимента.

На третьем этапе (2002-2003гг.) обобщались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы и рекомендации. Предлагаемая программа коррекционно-восстановительного обучения для детей и подростков с афазией внедрялась в практику работы отделений реабилитации в течение трех лет.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечиваются методологической базой исследования, апробированными методиками исследования, проведением исследования в единстве с практической деятельностью, комплексным характером экспериментальной работы и возможностью ее повторения, сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных, репрезентативностью выборки, проверкой полученных данных на практике, личным участием автора в проведении экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа обсуждалась на кафедре логопедии факультета дефектологии МПГУ в 2001-2003 гг., на кафедре специального образования Российского университета дружбы народов в 2007-2008 гг., на кафедре логопедии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина в 2007-2008 гг. Результаты диссертационного исследования и выводы были представлены на научных конференциях «Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых ХХ века» (Санкт-Петербург, 2000 г.), «V Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2001 г.), «А.Р. Лурия и психология ХХI века» (Москва, 2002 г.), «VII Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2003 г.), на научно-практических конференциях в г. Муроме Владимирской обл. (2003 г.), г.Казани (2004 г.), в тезисах и статьях.

Разработанные методики использовались в системе коррекционно-восстановительного обучения больных с афазией в Центре патологии речи и нейрореабилитации, НИИ Нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко, Морозовской детской клинической больнице, а также при разработке и проведении учебных курсов в МПГУ, МПСИ и его филиалах (г. Муром, г. Йошкар-Ола, г. Железногорск, г. Надым, г. Рославль), МСГИ и его филиалах (г. Казань, г. Набережные Челны), РУДН.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Особенности проявления афазии у детей и подростков характеризуются своеобразием, которое определяется совокупностью факторов: возрастом, степенью сформированности речевой функции к моменту мозгового поражения, характером и локализацией поражения мозга, а также индивидуальными личностными особенностями больных.
  2. Афазический дефект у детей и подростков проявляется в более широком спектре симптомов, является менее стойким, более благоприятным в плане прогноза компенсации речевого дефекта, чем у взрослых, что обусловлено пластичностью детского мозга.
  3. Эффективность коррекционно-восстановительного обучения достигается при условии целенаправленного и дифференцированного психолого-педагогического воздействия на основе сочетания традиционных методов и современных методов арттерапии, учитывающего специфику проявлений, структуру, этиопатогенез афазии, степень сформированности речи на момент поражения, возраст и школьные навыки детей и подростков, а также их индивидуально-психологические характеристики.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 7 публикациях: статьях, тезисах докладов. Две статьи опубликованы в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 173 страницах текста. Список литературы включает 122 наименования.

Основное содержание работы

Во введении обосновываются актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определяются проблема, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научно-теоретический анализ проблемы исследования афазии у детей и подростков» представлен обобщенный обзор литературы, отражающий ретроспективный анализ формирования учения об афазии в отечественной и зарубежной науке. Рассматривается история афазиологии с позиций неврологии, психиатрии, общей и специальной психологии, нейропсихологии, психолингвистики и логопедии, а также направления и методы логопедической, психолого-педагогической и медико-социальной помощи больным с афазией. Проанализировано современное состояние коррекционно-восстановительного обучения и реабилитации больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Изучены проблемы диагностики и пути восстановления речи детей и подростков с учетом «омоложения» мозговых нарушений и постоянно растущего числа травм головного мозга. Эти исследования показывают, что случаи детских афазий вследствие повреждения структуры мозга имеют тенденцию к быстрому восстановлению коммуникативной функции речи, чем отличаются от афазий у взрослых. В то же время изучение отдаленных последствий мозговых поражений у детей и подростков часто свидетельствует о снижении способностей к обучению даже после полного восстановления речевой функции. Эти факты свидетельствуют о пластичности детского мозга, то есть о способности к перестройке для компенсации нарушения, что зависит, прежде всего, от характера мозгового нарушения – повреждения структуры или расстройства функции мозга. Течение и исход детских афазий показывает, что в детском возрасте расстройство функции мозга может привести к более тяжелым последствиям, чем повреждение его структуры.

Во второй главе «Исследование особенностей проявления афазии у детей и подростков» представлены организация, методы и приемы экспериментального изучения состояния речи и неречевых психических функций у детей и подростков с афазией.

Исследование выполнено на материале больных, находящихся на коррекционно-восстановительном обучении в стационарном отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН) и неврологическом отделении МУЗ Видновской районной больницы Московской области. В экспериментальном изучении участвовало 16 испытуемых: два подростка в возрасте 15 лет, четыре подростка в возрасте 14 лет, три ребенка в возрасте 11 лет, три девятилетних и четыре восьмилетних ребенка. Из 16 испытуемых - одиннадцать мальчиков и пять девочек.

У двенадцати испытуемых афазия наступила в результате черепно-мозговой травмы, у одного ребенка – вследствие острого нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии, у трех детей выявлялись опухолевые поражения головного мозга.

У трех испытуемых черепно-мозговая травма, инсульт или опухоль мозга и, соответственно, речевые нарушения возникли в возрасте 12 лет, у четырех – в возрасте 10 лет, у пяти детей в возрасте 8 лет и в возрасте 6 лет - у четырех детей.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе анализировалась медицинская и психолого-педагогическая документация на каждого больного. На втором этапе проводилось первичное обследование детей. На третьем этапе осуществлялось экспериментальное обучение и углубленное изучение динамики речевого статуса больного в результате коррекционно-восстановительного обучения.

Все испытуемые проходили полное клинико-диагностическое обследование. По клиническим данным объем, локализация и характер очагового поражения головного мозга во всех случаях был верифицирован методами рентгенографических исследований и данными компьютерной томографии.

Распределение больных по особенностям внутриполушарного расположения патологического очага представлено в таблице 1. Данные представлены на каждого испытуемого с учетом сочетанных поражений головного мозга, например, наличие очага поражения одновременно в теменной, височной и затылочной областях головного мозга.

Таблица 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.