Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика работы






Особенности коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков

13.00.03 Коррекционная педагогика (логопедия)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Шаховская Светлана Николаевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Визель Татьяна Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Прищепова Ирина Владимировна

Ведущая организация: Московский городской педагогический университет

Защита состоится 24 февраля 2009 г. в 10: 00 час. на заседании диссертационного совета Д 800.009.03 при Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 10, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина

Автореферат разослан «23» января 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор пед. наук, доцент О.А. Денисова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проблема афазии и восстановительного обучения все больше привлекает внимание исследователей в области различных наук: логопедии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и др. Интерес к этой проблеме основан, с одной стороны, на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи с другими психическими процессами; с другой стороны, возрастающий интерес к этой области знания обусловлен ее социальной и практической значимостью в связи с вопросами восстановления полноценной жизнедеятельности таких больных.

Теоретические и практические аспекты проблемы афазии у взрослых глубоко исследованы в работах многих авторов (Т.В. Ахутиной, Э.С. Бейн, Т.Г. Визель, А.Р. Лурии, В.В. Оппель, В.К. Орфинской, Л.Г. Столяровой, И.М. Тонконогого, Л.С. Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой и др.).

Однако, несмотря на большое количество исследований в области изучения и восстановительного обучения взрослых больных с афазией, вопрос коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков остается практически неизученным. В резидуальных состояниях после черепно-мозговой травмы и хирургического удаления опухолей мозга у детей и подростков также нередко наблюдаются различные синд­ромы речевой недостаточности, в том числе афазического типа. Афазия у детей и подростков характеризуется специфичностью проявлений, значительной индивидуальной вариабельностью, что вызывает необходимость разработки целенаправленных методов восстановления речи у этой категории больных.

Недостаточность исследований по проблеме возникновения и преодоления афазических расстройств у детей и подростков (М.Г. Храковская, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова), отсутствие методической литературы требуют углубленного изучения и разработки дифференцированной логопедической работы с обоснованием принципов, направлений и приемов коррекционно-восстановительной работы.

Таким образом, острая актуальность проблемы, недостаточная разработанность вопросов, связанных с диагностикой и последующей реабилитацией детей и подростков с афазией, обусловили выбор темы настоящего исследования.

Проблема исследования - каковы особенности симптоматики и механизмов афазии в детском и подростковом возрасте? Каковы условия эффективности коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков?

Цель исследования – разработка, обоснование и апробация методики коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков.

Объект исследования - процесс восстановления речевой функции при афазии у детей и подростков.

Предмет исследования – особенности коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей и подростков.

В основу исследования была положена гипотеза: исходя из предположения о том, что проявления афазии у детей и подростков отличаются от афазии у взрослых больных, повысить эффективность реабилитации таких пациентов можно при условии разработки целенаправленного дифференцированного логопедического воздействия с учетом особенностей проявлений и структуры афазического дефекта в детском и подростковом возрасте.

В соответствии с объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были выделены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические проблемы афазиологии и проблемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей и подростков.
  2. Выявить в ходе экспериментального изучения особенности речи и неречевых высших психических функций у детей и подростков при афазии.
  3. Разработать и обосновать алгоритм, направления и приемы коррекционно-восстановительного обучения детей и подростков с афазией.
  4. Апробировать дифференцированную методику восстановления речи при афазии у детей и подростков, определить ее эффективность.

В исследовании были использованы следующие методы (по Б.Г. Ананьеву): организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, психодиагностические методы, тесты, тестовые задания, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент; биографические методы); математико-статистические (метод ранговой корреляции Спирмена); интерпретационные.

Совокупность методов исследования позволила оценить состояние нарушенных речевых и неречевых функций детей и подростков с афазией, определить и апробировать алгоритм, методы и приемы коррекционно-восстановительной работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения психологии и психолингвистики о языке как о важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения, содержащиеся в фундаментальных исследованиях А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Э.С. Бейн, Е.Н. Винарской, М.К. Бурлаковой и других исследователей. В качестве теоретической основы послужили также исследования в области неврологической реабилитации больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму (Л.О. Бадалян, Г.А. Педаченко, Т.А. Доброхотова, Л.Б. Лихтерман), клинической нейропсихологии (Н.К. Корсакова, Л.И. Москвичюте) и коррекционно-восстановительного обучения больных с афазией (Т.В. Ахутина, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, В.В. Оппель, Н.М. Пылаева, В.М. Шкловский, и др.).

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, состоят в том, что:

  • подтверждены теоретические данные о взаимосвязи возраста, в котором случилось мозговое поражение, и степени распада речевой функции при афазии у детей и подростков;
  • определены особенности проявления афазии при различных мозговых поражениях у детей и подростков;
  • теоретически обоснована и апробирована модифицированная программа коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей и подростков;
  • доказана эффективность использования целенаправленной дифференцированной методики восстановления речи у детей и подростков с афазией.

Научная новизна заключается в том, что впервые с междисциплинарных позиций с опорой на эмпирический, статистический и документальный материал:

  • выявлены и систематизированы особенности проявлений афазии у детей и подростков;
  • установлены факторы, совокупность которых определяет специфику проявлений афазии у этой категории больных;
  • представлены качественный и количественный анализ нарушений речи и неречевых психических функций при афазии у детей и подростков;
  • с учетом структуры афазических проявлений выделены группы детей и подростков с афазией;
  • разработана дифференцированная методика психолого-педагогического воздействия с учетом характера, степени и локализации поражения головного мозга, возраста ребенка и уровня сформированности речевой функции к моменту мозгового поражения, а также индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с афазией;
  • экспериментально обоснованы и апробированы алгоритм, направления, методы и приемы коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно углубляет научные представления о структуре и вариативности речевого дефекта при афазии, о соотношении нарушенных речевых и неречевых высших психических функций. Материалы исследования вносят определенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование существующей системы реабилитации больных с афазией, а также способствуют более полному и целостному пониманию единой концепции восстановления речевых и неречевых функций при различных поражениях мозга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ особенностей речевых и неречевых функций при афазии у детей позволяет определить алгоритм, направления и приемы восстановления высших психических функций соответственно возрасту ребенка, его личностным особенностям, степени и характеру выраженности дефекта. Алгоритм, направления и приемы восстановления нарушенных функций апробированы в личном клиническом опыте и могут быть использованы при организации процесса реабилитации этого контингента больных. Отдельные методы коррекционно-восстановительного обучения могут применяться и в работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи (например, при задержке психического развития, алалии).

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах «Логопедия», «Нейропсихология детского возраста», «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», в практической работе, а также в системе повышения квалификации дефектологов и логопедов.

Организация и этапы исследования. Исследование выполнено на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации и неврологического отделения МУЗ Видновской районной больницы Московской области, где мы в течение пяти лет (с 1998 по 2003 гг.) проводили коррекционно-восстановительную работу с детьми и подростками. В работе частично использованы также данные наблюдений в НИИ Нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН (2003-2005 гг.), Морозовской детской городской клинической больнице (2004-2005 гг.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.