Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и особенности народной педагогики






Научное понятие «народная педагогика» ввел в педагогический обиход К.Д. Ушинский через свое знаменитое, выдержавшее десятки изданий «Родное слово». Но это понятие до 1864 г. употреблялось и другими учеными, такими как, например, В.И. Водовозов.

Как уже было отмечено выше, долгое время этнопедагогические знания развивались в русле научной педагогики. Первая попытка сделать народную педагогику предметом специального теоретического изучения принадлежит знаменитому педагогу и этнографуГ.С. Виноградову. В 1926 г. выходит его книга «Народная педагогика». В ней он дает описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавшей право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», – утверждал Г.С. Виноградов. Он охарактеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении.

Но не менее важной его заслугой является обоснование необходимости использования «научного подхода, изучения теоретического для глубины и полноты охвата всего содержания народной педагогики». Таким образом, он обосновывает необходимость специальной науки, которая бы изучала народную педагогику во всем ее богатстве и многообразии.

Решение этой важной проблемы осуществил академик Г.Н. (Геннадий Никандрович) Волков. В своей монографии «Этнопедагогика» (1974) он обосновал право на существование специальной отрасли научно-педагогического знания – этнопедагогика.

Имеется множество определений научного понятия «народная педагогика» известных ученых педагогов: Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, Я.И. Ханбикова и др.

Более полным, на наш взгляд, является определение академика А.Э. Измайлова. Под народной педагогикой он понимает «...совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в создаваемых им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном счете, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс...».

Педагогическая энциклопедия дает следующее определение:

«Народная педагогика – это область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания в совокупности народных средств, умения, навыков воспитания и обучения. Источниками изучения народной педагогики являются произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры, игрушки, народные и семейные праздники, опыт семейного воспитания».

Народная педагогика – это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одного поколения к другим и усваиваются ими прежде всего как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. Народная педагогика предполагаетпередачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций.

Живя тысячелетиями на своей земле, народ просеяел через сито все культурные ценности и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и оберегать и старые колыбельные песни, и национальную одежду и изумительные народные праздники, и танцы, и художественные ремесла, и старую живопись. Но прежде всего мы должны передать нашим потомкам сокровища нашего народного языка. Язык народа – язык Родины. Сколько сказано о нем проникновенных и величественных слов. Приведем проникновенные слова К.Д. Ушинского: «В светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты каждого поколения остаются в языке – в наследии потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой жизни – словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Когда исчезает народный язык, – народа нет более».

Воспитание возникло вместе с человечеством. Поэтому неправомерно игнорирование развития воспитания, прогресса его за счет участия в нем народа, широких слоев трудящихся. Большинство людей вплоть до революции 1917 года воспитывалось вне школы и без школы. Решающую роль в их формировании играли народные традиции воспитания, складывающиеся веками. После возникновения школ, организованных государством, воспитание стало предметом особой науки – педагогики. Но складывалась и развивалась педагогика под влиянием народной педагогики, являющейся результатом коллективного творчества народных масс. В течение многих веков развитие педагогической науки и народной педагогики шло параллельно в сложном взаимодействии. Но народная педагогика сохранила свои позиции. По сей день бессмертны ее средства – песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, бессмертны многие черты личности, сформированные народом как требования к воспитанию подрастающего поколения. Народный кодекс воспитания многих этносов на первый шаг выдвигает служение народу, стране. Воспитательные идеал народа, его беззаветная педагогическая мечта, выражается в подготовке героя ради своей страны. Каждый должен считать своим долгом при необходимости пожертвовать во имя Родины собой, ради расцвета своей страны, ее благополучия. Народные герои русских народных сказок, сказаний, былин долго странствуют по свету, мужают в борьбе с разными злыми силами. Добрые люди им помогают, да и сами герои не раз оказывают помощь людям, находящимся в руках злодеев. Вспомните, например Илью Муромца, Садко и др. В моральный облик ''героя своей страны'' народ включает такие черты, как доброта, отзывчивость, почтение к родителям и старшим. Народный герой – защитник сирот и вдов, заступник бедных и угнетенных, отважен и храбр, беспредельно любит свою родину. Например, казахи говорят: «Не будь сыном отца, а будь сыном народа». Все народы придают огромное значение формированию у ребенка чувства справедливости. Например, у казахов справедливым считается только тот, кто может даже волосок разделить по справедливости на две части. Чувство гражданственности, стремление добровольно служить родной стране, ярко выражено в народной педагогике разных народов.

Актуальность исследования народной педагогики, как области истории педагогики вытекает из учения философии об отношении к наследию пошлого. Только точным знанием педагогической культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить педагогическую культуру настоящего и будущего.

Культурное содружество, педагогическая общность народов, способствует развитию общих черт культуры, морали и быта, дальнейшему укреплению взаимного доверия и дружбы между ними. Изучение педагогического наследия народов показывает, что у каждой нации и народа есть такие педагогические находки, которые обогащают общечеловеческую педагогическую культуру. Исследования общих черт разных наций и их распространение способствует дальнейшему взаимообогащению народов их культуры. Разработка этнопедагогических проблем помогает правильному пониманию явлений семьи, быта и воспитания. Изучение истоков народной педагогики поможет выделить положительные народные традиции, полезные для современной педагогики. Без правильного разрешения проблем истоков педагогических знаний невозможна научная разработка истории развития педагогической науки. Академик И.Л. Павлов в свое время народ называл кладовой науки, по его мнению, чем больше берет интеллигенция из этой кладовой, тем более плодотворна историческая жизнь науки. Кроме того, ввиду относительной устойчивости народных педагогических традиций, объясняемых вечным характером воспитания, этнопедагогические труды могут оказать известную услугу специалистам в области таких наук, как гражданская история, фольклофистика, этнография, история философии, права и других проблем, связанных с изучением закономерностей духовного прогресса человечества.

Исследования этнопедагогических проблем имеет важное идеологическое значение: позволяет уяснить созидательную роль народных масс в педагогике, содействует правильной оценке духовного облика и духовной культуры ранее угнетенных народов и помогает разоблачать лживые измышления о культурной неполноценности бывших колониальных народов. Научно-практическая, теоретическая актуальность этнопедагогики, как науки о педагогическом опыте и воззрении народных масс, о коллективном педагогическом творчестве семьи, общины, рода племени, народности и нации объясняет еще и тем, что она содействует решению ряда важных методологических проблем.

Во-первых проблема истоков педагогических знаний.

Во-вторых проблема коллективности творчества народных масс в сфере науки и культуры.

В-третьих проблема преемственности опыта и идей в связи с оценкой наследия прошлого.

И наконец, проблема зависимости темпов развития науки от объема накапливаемой информации. Как и все формы общественного сознания, педагогика развивается на основе преемственности. Педагогика должна насытить себя суммарным, всем совокупным педагогическим опытом народов, всего человечества. В устном народном творчестве народа, в его обычаях, обрядах, традициях заключен колоссальный объем информации по вопросам воспитания.

Прогресс педагогики был немыслим без педагогических идей и опыта народа. Изучение народных традиций воспитания оказывается не только наиболее интересным, но и наиболее плодотворным в истории педагогики. Мысль К.Д. Ушинского о сказках, как о блестящих попытках народной педагогики, и о том, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа, применима ко всей педагогической культуре народа. Сегодня педагогическая наука становиться одной из ключевых сфер исследований, от которой зависит как общечеловеческий прогресс познания, формирования всесторонне развитой личности, так и подъем экономики и культуры. Никакая культура немыслима вне воспитания, ни одна высокая культура не может возникнуть и существовать независимо от высокой педагогической культуры. Чем же можно объяснить живучесть народных педагогических традиций? Ответ может быть только однозначным: практическими потребностями.

Конкретно это представляется следующим образом. Педагогическая наука во-первых, недостаточно занимается вопросами семейного воспитания и не удовлетворяет практических потребностей масс, во-вторых педагогика не успела еще вобрать в себя весь передовой педагогический опыт народа, и, наконец, педагогическое просвещение не сделало еще необходимые и важные достижения педагогической науки достоянием широких масс. Народная педагогика в современных условиях является фактором, как бы восполняющим пробел между спросом народа на педагогику и предложением. Спрос настолько велик, что не всегда и не во всем находит удовлетворения.

Народная педагогика – это особая форма массового самодеятельного педагогического творчества, которая испытывает на себе постоянное влияние педагогической науки и сама, в свою очередь, оказывает на нее влияние.

В народной педагогике отчетливо выступает культ ребенка. Это чисто педагогический культ, совершенно свободный от суеверного начала. «Золото не есть золото, дитя есть золото», ''Без детей нет будущего'', ''Ребенок семейный бог''. В культе матери также преобладает морально педагогический элемент ''Ни одно слово матери не упадет на землю, а дойдет до небес''. ''Слово матери со дна морского поднимет камень''. ''Что не вошло с молоком матери не войдет с козьим''. Культ утверждает непререкаемый авторитет матери, возможно, сохранившейся еще со времен матриархата, и поддерживаемый исключительно ее ролью в рождении и воспитании.

Гегель, например, полагал, что в раннем детстве важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Народами единодушно отмечается великая педагогическая миссия матери в воспитании: ''Чтоб дать душу, нужен отцу, чтоб сделать человеком – нужна мать''. Самое святое и прекрасное в жизни человека – это мать. Очень важно, чтобы дети также чувствовали нравственную красоту труда, которая приносит радость матери.

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери – гласит старинное украинское изречение. В этом изречении большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечество, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому человеку. Слова о любви к людям – еще не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья, отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности.

Народная педагогика – это по преимуществу дописьменная педагогика, устное народное педагогическое творчество. Она имеет своей целью сохранение и распространение совокупности целей и задач, путей и средств воспитания и обучения в их взаимной связи, педагогических навыков. И приемов, применяемых в целях привития личности качеств, желаемых народом. Народная педагогика служила интересам гуманного и демократического. Народ – это все равно, что золотоискатель, бриллиантоискатель: он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, самое гениальное.

Правомерно считать демократизм отличительной чертой народной педагогики. Она складывалась в процессе воспитательной работы широких слоев. Поэтому в ней представлены, прежде всего, педагогические взгляды и опыт народа. Это определяет классовую приверженность и демократическую природу народной педагогики.

Народная педагогика сильна не стройными системами, не теорией, а отдельными находками, а результатами воспитания, т.е. доминированием практических воспитательных воздействий.

С практицизпмом связана вторая отличительная особенность народной педагогики – эмпиризм. Конкретным проявлением эмпиризма является разрозненность педагогических идей народа их разработанность, они представлены в традициях, обычаях, в разных видах и жанрах народного творчества, в хозяйственных занятиях, в различных сферах общественной жизни, в материальной культуре. Для памятников подлинно народной педагогики характерно подлинное и глубокое отражение действительно жизненных потребностей народа истории труда, освободительной борьбы народных масс, идеалов, дум и чаяний, а так же мировоззрения сложившего как результат народной системы воспитания.

Как одну из особенностей народной педагогики хотелось отметить изменчивость и инертность народного воспитания. Нередко отдельные категории воспитания продолжают свое существование, утратив экономическое оправдание. Они трансформируются, приспосабливаются к другим экономическим отношениями, могут насыщаться новым содержанием. Динамичность и инертность служат ключом к разгадке генезиса отдельных форм и принципов народного воспитания.

Преемственность является также специфической чертой народной педагогики. Демократическая сущность народного воспитания обеспечивает преемственность его основных идей, форм, средств. Они, будучи прогрессивными по своей природе, передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Особенностью народной педагогики является синкретизм, т.е. сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений. Формы народного воспитания выступают в неразрывном единстве со всеми институтами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, традициями, обрядами, нормами общественного поведения.

 

Очень важно помнить, что народная педагогика не является наукой, т.к. она представляет совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка.

Народная педагогика служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука, а также этнопедагогика. Именно народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.

Необходимо обратить внимание на то, что поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями содержит антигуманистические положения, например, пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости. Об этом свидетельствуют народные пословицы и поговорки: «За одного битого двух небитых дают», «Курица не птица, баба не человек», «Моя хата с краю, я ничего не знаю», «Своя рубашка к телу ближе» и др.

Народная педагогика, помимо отработанных веками своих воспитательных средств, использует в воспитании детей также средства народной культуры: фольклор, народные игры, праздники, обряды, предметы материальной культуры и др. Она развивается и сегодня, бытует в семьях, прежде всего в сельской местности. Ее богатый воспитательный потенциал широко используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения. Однако он используется лишь частично.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.