Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнопедагогика, предмет и проблемы её исследования






Этнопедагогика как наука, учебная дисциплина и практическая деятельность

 

«Без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа как исторической личности»

Золотое правило» этнопедагогики

Г.Н. Волков

План лекции

1. Этнопедагогика, предмет и проблемы её исследования

2. Задачи этнопедагогики как науки и учебной дисциплины

3. Принципы народной педагогики

4. Сущность и особенности народной педагогики

5. Связь этнопедагогики с другими науками

 

Проблемные вопросы, рассматриваемые на лекции

· Что такое этнопедагогика? Когда она возникла?

· Что является предметом этнопедагогики?

· Объясните значение этнопедагогики в жизни многонационального российского общества.

· Какое значение имеет этнопедагогика в профессиональной подготовке будущего педагога?

· Почему этнопедагогику называют междисциплинарной отраслью научно – педагогического знания?

· Что такое «народная педагогика»?

· В чем главное отличие этнопедагогики от народной педагогики?

· Назовите и раскройте сущность основных принципов народной педагогики.

 

Этнопедагогика, предмет и проблемы её исследования

 

Вопрос: Как можно назвать наш век?

Наш 21 век принято называть веком научно-технической революции, веком социальных революций и экономических реформ, веком космонавтики, веком генетики, атомным веком. Но ни одно из этих названий не может вполне адекватно охарактеризовать историю человечества, хотя каждое из них справедливо.

Чтобы приблизиться к объективной и полной характеристике двадцатого века, следовало бы сделать к тем общепринятым суждениям еще одно педагогическое дополнение, а именно охарактеризовать двадцатый век, как век ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, Век Воспитания и Педагогики. ''Мир вступает в век Человека''. Писал В.А. Сухомлинский и с этим нельзя не согласиться. Особенности современного социального развития человечества таковы, что одним из самых эффективных способов служения Родине становится служение ей активным участием в воспитании порастающего поколения. И не случайно, что одним из главных признаков всеобщего духовного и культурного процесса является педагогический процесс.

Педагогика всегда актуальна, поскольку она обращена к Человеку, к его будущем, она вынуждена думать, взглянуть на себя со стороны, дабы наши собственные ошибки и несовершенство не обернулись ошибками и несовершенствами наших детей. Не зря говорят в народе: «'Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» /Адыгейская поговорка/.

Народ – воспитатель, народ – педагог. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях.

Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Сегодня мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

''Забывая свои корни, мы разрываем связь времени и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем'', – сказал Чингиз Айтматов.

Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

 

Из сказанного выше следует, что необходимость появления в программе учебных заведений курса «Этнопедагогики» было вызвано потребностями общества. С уходом ХХ века человечество завершило технократическое развитие и переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в самих людях.

Стратегия ХХI века – это переход от логики силы и страха к логике разума и любви. Не случайно первое десятилетие ХХI века ООН объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира: мир, демократия, права человека, толерантность.

Что такое толерантность?

Толерантность – это терпимость (многие словари). Жизнь показывает, что толерантность больше, чем терпимость. Это признание права человека на его свободы. Признать такое определение толерантности – значит иметь большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого.

Профессор Вильнюсского педагогического университета Б.П. Битинас определил культуру мира как сочетание двух «да» и двух «нет».

«ДА» – толерантности, которой людей нужно обучать.

«ДА» – ответственности перед собой и за себя, перед другими и за других.

«НЕТ» – агрессии, в том числе и детской.

«НЕТ» – делению людей на «своих» и «чужих».

К сожалению, на стыке ХХ–ХХI вв. идут скрытые внутренние войны, которые носят этнический характер, т. к. в каждом народе есть свои особенности, которые не учитываются обществом, большинством.

Человек – духовное и биосоциальное существо, он должен знать свои духовные корни, свой язык, свою культуру. Только на этой основе он способен понять культуру других народов, принять и усвоить общечеловеческие ценности, ценности поликультурного мира.

Между тем человечество в третьем тысячелетии стоит перед выбором: сближение и ассимиляция культур, что превратит человечество в некое безнациональное общество с единой общечеловеческой культурой? или человечество пойдет по пути сохранения самобытных культур, являющихся достоянием и богатством не только самого этноса, но и всего человечества? На эти вопросы, отчасти, призвана дать ответ этнопедагогика.

Развитие этнопедагогики, как и всякой другой науки, началось с зарождения первых этнопедагогических мыслей, обобщающих знаний. Они возникли как первые эмпирические обобщения воспитательного опыта, отраженные в произведениях устного народного творчества. Этнопедагогика как наука сформировалась гораздо позже, в 70-х гг. XX в.

Основатель этнопедагогики Геннадий Никандрович Волков, в 70-х гг. XX в. определил её как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и этнических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Г.Н. Волков).

С появлением термина «этнопедагогика» некоторые ученые, а также большинство практиков стали отождествлять понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика». Ряд исследователей, не проводя четкой грани между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин «этнопедагогика».

Академик Г.Н. Волков определил основное различие между этими научными понятиями: «...народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки».

По мнению В.С. (Вадим Сергеевич) Кукушина: «Народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы»;

Этнопедагогика – это обобщённое понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути использования в современных условиях. Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки.

Часть ученых считают предметом этнопедагогики народную педагогику. Однако, по мнению И.Л. Набок, предмет этнопедагогики шире. Так, важной частью этнопедагогики данный автор считает культуру межнационального общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.