Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуационные факторы. Соц.






Одним из наиболее распространенных ситуационных факторов является возникновение эффекта наблюдателя. Эффект свидетеля - это явление уменьшения вероятности помощи со стороны отдельного человека, если в критической ситуации присутствуют пассивные наблюдатели. Например, если кто-то роняет пачку бумаг на людной улице, большинство людей, вероятно, пройдут мимо. Этот пример можно применять к более серьезным ситуациям - например, к автокатастрофе или стихийному бедствию. В модели решения, принимаемого наблюдателем относительно вмешательства, показано, что оказание или неоказание человеком помощи зависит от его анализа ситуации. Человек будет решать вопрос о том, требует ли ситуация его помощи или нет, лежит ли на нем обязанность помочь, и, если да, то каким образом. В этой модели описывается пять вещей, возникновение которых заставляет человека вмешаться:

Обратить внимание на ситуацию.

Рассматривать ее как чрезвычайную ситуацию.

Развивать чувство ответственности.

Полагать, что у них имеются навыки, необходимые для успеха.

Принять сознательное решение помочь.

Количество лиц, находящихся в ситуации, когда им требуется помощь, также являются фактором-посредником в решении человека оказать помощь. Чем больше людей присутствуют в такой ситуации, тем меньше вероятность оказания помощи отдельно взятым лицом из-за уменьшения воспринимаемого им чувства личной ответственности.[16] Это явление называется размытием ответственности, когда ответственность, ощущаемая человеком за оказавшееся (-ихся) в нужде лицо(лиц), делится на количество наблюдателей. Еще один вступающий в игру фактор - боязнь оценки, который означает просто страх быть осужденными другими наблюдателями. Наконец, плюралистическое невежество также может приводить к невмешательству лица. Это означает, что лицо полагается на реакцию других лиц, прежде чем отреагировать самому. Кроме того, Пилавин и др. (1981) отмечали, что люди с большей вероятностью доводят до максимума свое вознаграждение и сводят к минимуму свои расходы при решении вопроса о том, оказывать или не оказывать помощь в определенной ситуации - то есть люди рационально самомотивированы. Просоциальное поведение с большей вероятностью имеет место, когда стоимость помощи другому низка (т.е. минимальное время, минимальные усилия), если помощь фактически может быть полезна лицу, оказывающему такую помощь, тем или иным образом, и если вознаграждения, связанные с оказанием таком помощи, огромны. Если оказание помощи отвечает интересам лица, вероятно, оно окажет помощь, особенно если стоимость неоказания помощи велика.[17] Люди также с большей вероятностью помогают тем, кто находится в их социальной группе, или «в группе». Благодаря чувству общей идентичности с лицом, которому требуется содействие, альтруист с большей степенью вероятности окажет помощь, исходя из того, что человек уделяет больше времени и энергии, чтобы помочь лицам, относящимся к их собственной группе. Обозначение другого человека как члена «группы» приводит к повышению чувства близости, эмоциональному возбуждению, росту чувства личной ответственности за благосостояние других людей - и все это повышает мотивацию действовать просоциально.[17] Исследователи также обнаружили, что социальная изоляция снижает вероятность возникновения просоциального поведения. В серии из семи экспериментов, проведенных Твенге и другими (2007), исследователи манипулировали социальной интеграцией или исключением, говоря участникам исследования, что другие участники целенаправленно исключили их, или что они, вероятно, в конечном итоге останутся в одиночестве в конце жизни. Они обнаружили, что это предварительное социальное исключение привело к значительному снижению просоциального поведения, и отметили: «Исключенные из общественной жизни люди внесли меньше пожертвований в студенческий фонд, не хотели добровольно участвовать в дальнейших лабораторных экспериментах, меньше помогали человеку, попавшему в беду, и меньше сотрудничали в игре со смешанной мотивацией с другим студентом». [18] Считается, что этот результат связан с тем, что просоциальное поведение опять-таки мотивируется чувством ответственности, когда человек заботится о людях из собственной группы или делится ресурсами с людьми из собственной группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.