Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-то действия.






Например, для выполнения контрольной работы по математике каждый студент применяет свою технологию переработки первоначальной информации (исходных данных задач). Информационный продукт (результаты решения задач) будут зависеть от технологии решения задач, которую выберет студент. Обычно используется ручная информационная технология. Если же воспользоваться компьютерной информационной технологией, способной решать подобные задачи, информационный продукт будет уже другое качество.

Сопоставление основных компонентов технологий.

 

Компоненты технологий для производства продуктов
Материальных Информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации
Сбыт произведенных продуктов потребителям Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решения.

 

Инструментарий ИТ.

 

Материальный продукт производится с помощью различных технических средств: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.д. По аналогии и для ИТ должно быть что-то такое.

Техническими средствами производства информации являются аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества.

Инструментарий ИТ – один или несколько взаимосвязанных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать распространенные программные продукты для ПК:

· текстовый процессор

· настольные издательские системы

· электронные таблицы

· экспертные системы и т.д.

·

Соотношение между ИС и ИТ.

Кажется, что понятия ИС и ИТ очень похожи. Однако это не так.

ИТ – это процесс из четких правил обработки информации, находящейся в компьютере. Цель ИТ – переработка первичной информации для получения результата.

ИС – это среда, состоящая из ПК, КС, программных продуктов (ПП), баз данных (БД), людей, различных средств связи. Цель ИС – хранение и передача информации. ИС – это человеко-компьютерная система обработки информации. Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ.

ИТ – это более емкое понятие. ИТ может существовать вне ИС.

Например, ИТ работы в тестовом редакторе WORD, который не является ИС. Или ИТ мультимедиа, где с помощью телекоммуникационной связи осуществляется передача и обработка на компьютере изображения и звука.

В умелом сочетании двух ИТ – управленческой и компьютерной – залог успешной работы ИС.

 

Виды ИТ.

1. ИТ обработки данных.

ИТ обработки данных предназначена для решения задач, по которым известны все входные и выходные данные и известны алгоритмы их решения. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации рутинного труда.

Задачами ИТ обработки данных являются:

· Обработка данных об операциях, производимых фирмой.

· Создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме.

· Получение ответов на все возможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов и отчетов.

 

2. ИТ управления.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления. Информационные данные для нее поставляет информационная система управления. Ее информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

· Оценка планируемого состояния объекта управления;

· Оценка отклонений от планируемого состояния;

· Выявление причин отклонений;

· Анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различного вида отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-нибудь незапланированное.

И те и другие отчеты могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного характера).

Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям.

Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от ее запланированного состояния. При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

· Отчет должен создаваться только тогда, когда произошло отклонение;

· Сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического показателя;

· Все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

· В отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

Основные компоненты ИТ управления показаны на рисунке 7:

 

Информация для менеджера, принимающего решения
Сравнительных
Чрезвычайных
Суммирующих
Формирование управленческих отчетов
Нормативные документы
Данные по проведенным операциям
БАЗА ДАННЫХ
Информация из информационной системы

       
   
 
 
Рисунок 7.

 

 


Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

· Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

· Планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

 

Для решения указанных задач используются следующие компьютерные технологии:

· Технологии подготовки текстовых документов;

· Технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров;

· Технологии систем управления базами данных;

· Сетевые компьютерные технологии;

· Технологии глобальной сети INТERNET.

3. Автоматизация офиса.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских служащих.

Основные компоненты этой технологии показаны на рисунке 8.

 

 

 
 


Компьютерные офисные технологии   Некомпьютерные офисные технологии
Текстовый процессор   Факс
Электронная почта   Ксерокс
Аудиопочта   Сканер
Табличный процессор   Другие средства оргтехники
Электронный календарь  
СУБД  
Презентации  
Создание WEB-сайтов  
Компьютерные конференции  
Хранение изображений    
Видеотекст    
Управленческие программы    

База данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы. Информация в базу данных может также поступать из внешней среды, например, по электронной почте.

Например, в базе данных собираются сведения о ежедневных продажах, передаваемые торговыми агентами на главный компьютер, или сведения о еженедельных поставках сырья. Могут ежедневно по электронной почте поступать с биржи сведения о курсе валют или котировках ценных бумаг, в том числе и акций этой фирмы, которые ежедневно корректируются в соответствующем массиве базы данных.

Текстовый процессор предназначен для создания и обработки текстовых документов.

Электронная почта дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети.

Аудиопочта – это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре, вы передаете его по телефону. Также по телефону вы получаете сообщения.

Табличный процессор позволяет выполнять многочисленные операции над данными, представленными в табличной форме.

Электронный календарь предоставляет возможность использовать сетевой вариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписанием управленцев и других работников организации. Менеджер устанавливает дату встречи или другого мероприятия, просматривает получившееся расписание и корректирует его с помощью клавиатуры. Система дает возможность доступа к календарям других менеджеров для согласования с их расписанием.

Компьютерные конференции используют КС для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную проблему.

Назначение СУБД, презентаций и программ для создания WEB-сайтов понятно из названия.

Хранение изображений. В любой фирме необходимо длительное время хранить большое количество документов. Их число так велико, что хранение даже в форме файлов вызывает серьезные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его изображение в цифровой форме.

Для хранения изображений использовались ранее оптические диски, емкость которых составляет 4, 7 Гбайт (один слой).

В настоящее время выпускаются хранения бах данных емкостью до 30 Тбайт. Каждый корпус такого устройства вмещает до 12 дисков. Подключение их осуществляется с помощью двух RAID контроллеров для синхронизации их кэш-памяти.

Эти устройства высокий уровень качества и надежности хранения, а также имеют встроенные функции “моментального снимка” для обеспечения надежной защиты информации.

Видеотекст основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данных на экране монитора. Имеются три возможности получения информации в форме видеотекста:

· Создать файлы видеотекста на собственных компьютерах.

· Заключить договор со специализированной компанией на получение доступа к разработанным ею файлам видеотекста. Такие файлы, специально предназначенные для продажи, могут храниться на серверах компании или поставляться клиенту в виде магнитных или оптических дисков.

· Заключить договоры с другими компаниями на получение доступа к их файлам видеотекста.

Факсимильная связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом.

В последние годы появились так называемые облачные (рассеянные) технологии. Облачная (рассеянная) обработка данных – технология обработки данных, в компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает. Термин «Облако» используется как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которыми скрываются все технические детали. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 году, «Облачная технология – это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в интернет и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т. д.».

Облачная обработка данных как концепция включает в себя понятия:

· инфраструктура как услуга

· платформа как услуга

· программное обеспечение как услуга

· данные как услуга

· рабочее место как услуга

и другие технологические тенденции, общим в которых является уверенность, что сеть Интернет в состоянии удовлетворить потребности пользователей в обработке данных.

Например, Google Apps обеспечивает приложения для бизнеса в режиме онлайн, доступ к которым происходит с помощью Интернет-браузера, в то время, как ПО и данные хранятся на серверах Google.

Облачные технологии используются в электронной почте, в играх

OnLive, в музыке и т.д.

Облачная технология имеет свои преимущества и свои недостатки. Преимуществом можно считать возможность пользователя не заботиться ни об операционной системе, ни о программном обеспечении и т.д. Недостатком является то, что компания, которой принадлежит предоставляемый Вам сервис, может с Вами сделать все, что угодно.

Например, может прочитать почту, прекратить поддержку игры, можно брать деньги за каждое прослушивание песни и т. д.

Аутсо́ рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционированияофиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % — часть административных функций.

 

 

4. ИТ поддержки принятия решений (ИТППР).

Главная особенность ИТППР – качественно новый метод организации взаимодействия компьютера и человека. Выработка решения, что является основной целью этой технологии происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

· Система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления.

· Человек как управляющее звено.

 

 

ИТППР как итерационный процесс.

 
 

 

 


 

 

 
 
Рисунок 9.  

 


Основные компоненты ИТППР.

 

Основные компоненты ИТППР показаны на рисунке 10.

 

 

Рисунок 10.

 

Из ИС операционного уровня поступают данные об операциях, производимых фирмой.

Внешние данные – это данные о конкурентах, национальной и мировой экономике и т.д.

Документы – это записи, письма, контракты, приказы и прочее.

Прочие внутренние источники – это, например, данные о движении персонала, инженерные данные и т.д.

СУБД – это система управления базой данных.

СУБДМ – система управления базой моделей.

База моделей предназначена для описания и оптимизации некоторого объекта или явления. Модели базируются на математической интерпретации. Например, модель линейного программирования дает возможность определить наиболее выгодную программу выпуска нескольких видов продукции при заданных ограничениях на ресурсы.

Стратегические модели служат для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики приобретения и использования этих ресурсов. Горизонт планирования в этих моделях– годы.

Тактические модели предназначены для распределения и контроля уже имеющихся ресурсов, планирования увеличения объема продаж, финансовое планирование и т.д. Горизонт планирования – от месяца до двух.

Оперативные модели служат для поддержки принятия решений с горизонтом планирования в дни и недели.

Математические модели – совокупность модулей и процедур, реализующих математические методы. Например, процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов и т. д.

Система управления интефейсом определяет:

· язык пользователя

· язык сообщений компьютера

· знания пользователя.

Язык пользователя – это те действия, которые выполняет пользователь с помощью клавиатуры, мыши, световых карандашей, команд, подаваемых голосом и т.д. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ) пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает его в виде выходного документа установленной формы.

Язык сообщений – это, что видит пользователь на экране, данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п.

Знания пользователя – это то, что должен знать пользователь, работая с системой.

 

5. ИТ экспертных систем.

Экспертная система основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Под искусственным интеллектом обычно понимают способность компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами, а включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние и т.д.

Экспертные системы – это компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик).

 

Структура экспертной системы.

 

Рисунок 11.

 

Пользователь – это специалист предметной области, для которого предназначена эта система. Обычно квалификация его невелика, а потому он нуждается в помощи экспертной системы.

Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступает в роли промежуточного звена между экспертом и базой знаний.

Интерфейс пользователя – это комплекс программ, реализующих диалог пользователя и экспертной системой.

База знаний – это ядро экспертной системы, совокупность знаний предметной области, записанной на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю. Выполняется это с помощью специализированных алгоритмических языков ЭС, например, ПРОЛОГ, Лисп и др.

Решатель – это программа, моделирующая ход рассуждения эксперта.

Подсистема объяснений – это программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная рекомендация?», «Почему система приняла то или иное решение?» и т.п.

Интеллектуальный редактор БЗ – это программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать базу знаний в диалоговом режиме (сюда относятся вложенные меню, шаблоны языка представления знаний, подсказок и других сервисных средств, облегчающих работу с базой знаний.

 

Модели представления знаний.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.