Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика философии позитивизма.






 

Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, " положительное", позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук (и их синтетических объединений), и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Позитивизм оформился в 30-х годах 19 века, и просуществовал почти до первой мировой войны. В это время появилась возможность анализа научных достижений. Основными этапами позитивизма принято считать следующие:

 

^ 1. Первый позитивизм. 1830 – конец XIX века. Основные представители - Огюст Конт, Дж. Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

 

2. Второй позитивизм. (он же махизм, он же эмпириокритицизм) конец XIX века начало XX века - Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Карл Пирсон, Анри Пуанкаре. В связи с научной революцией (абсолютизм, э.м. картина мира) невозможность механистически объяснить картину мира. Задача философии - создание теории научного познания. Инструменталистическое понимание науки. Принцип экономии мышления. Принципиальная координация. Нейтральные элементы. Редукция (элиминировать из науки метафизику). Критика интроекции. Присущ сильный психологизм.

 

^ 3. Третий позитивизм. (он же неопозитивизм) 1920-1950/1960 - Нейрат, Фейбель, Карнап, Рассел, Витгенштейн, Фреге, Шлик. Открытие электрона, радиоактивности, ОТО рушат второй позитивизм. Логический позитивизм. Вопросы " метафизики" - ненаучны, должны быть удалены. Антиисторизм. Эмпирический базис науки. Демаркация-верификация. Изучение структуры научного знания.

 

4. Постпозитивизм – 1960/1970 – до настоящего времени – Поппер, Лакатос, Кун, Фейрабенд. Гипотетико-дедуктивная модель познания, понятие и свойства фальсифицируемости, фальсификация и методология научно-исследовательских программ.

 

^ Первый позитивизм.

 

Огюст Конт. Основные произведения: " Курс позитивной философии", " Общий обзор позитивизма", " Дух позитивизма"

 

Закон о 3 стадиях развития знания и человека:

 

1. Теологическая стадия (любой народ начинает со сверхъестественного объяснения жизни ~ до 1300г.

 

2. Метафизическая (в смысле Аристотеля, философская) стадия - использование представлений, отвлеченных абстрактных сущностей («форма», «идея», «Я»). Существуют продукты мышления, разума. Основной метод познания – наблюдение. ~ до 1800 г.

 

3. Позитивное знание, стадия естественных наук. Отказ от претензий на абсолютные знания. Накопление научных знаний, последовательности связей, сосуществования, подобия. Наука должна отвечать на вопрос «как?», а не «почему?». с 1800 г.

 

Этот закон подвергся критике еще при жизни Конта Спенсером, Соловьевым. Последний считал, что между этими стадиями не может существовать отношений преемственности (не может одна переходить в другую), т.к. они разнородны. Закон трех фаз действует только в области естественных наук.

 

^ Закон подчинения воображения наблюдению. Смысл: надо отталкиваться прежде всего от наблюдений.

 

Энциклопедический закон. Конт выделяет следующие науки: математика (самая простая и самая древняя), астрономия, физика, химия, биология (физиология), социология, мораль.

 

Принципы классификации: 1)от простого к сложному; 2)от абстрактного к конкретному; 3)от более древнего к новому

 

Нельзя все вывести из одного принципа или закона. Философия должна приводить законы и принципы всех дисциплин к их наименьшему числу, единству. Законы науки: всякое знание относительно, т.к. опыт не завершен.

 

^ Герберт Спенсер.

 

Основные произведения: " Гипотеза развития", " Основания психологии", " Синтетическая философия", главную часть которого составляет " Основные начала".

 

Первая часть " Основных начал" описывает " непознаваемое":

 

Первопричина возникновения мира (вселенной) - как мир может быть создан из ничего? Возможны три ответа:

1.
Вселенная существовала всегда. Значит, должно быть понятие о «бесконечно прошедшем», которое невозможно представить.

2.
Создала сама себя (похоже на пантеизм).

3.
Была создана внешней силой.

 

Все эти ответы Спенсер считал неудовлетворительными (2 и 3 – лишь словесные объяснения). Наука тоже не дает ответа на этот вопрос, т.к., например, противоречивы понятия пространства, времени, движения, делимости, материи, силы, сознания и личности. Например, невозможно представить делимость до бесконечности, но в то же время невозможно себе представить нечто неделимое. (Бесконченая делимость потребует бесконечного времени (хотя бы мысленно)). Вторая часть " Начал" посвящена " познаваемому". В этой части исследуются различные явления, дается своя типология наук:

 

1. абстрактные дисциплины (математика, логика) изучают форму, в которой даны явления.

 

2. абстрактно-конкретные (механика, физика, химия) - здесь существенны приближения и пренебрежения. Изучают явления в их элементах.

 

3. конкретные (астрогомия, биология, психология, геология, социология) - они отчасти определены. Изучают явления в их целом.

 

Наука – частично определенное знания. Философия – вполне определенное знание, т.е. это более высокий тип обобщения науки. Философия сводит научные знания воедино, распространяет в обществе и закрепляет. Наука носит кумулятивный характер развития - постоянное приращение научного знания, последующая теория включает в себя предыдущую как частный случай. Источник наших знаний - опыт (эмпиризм).

 

^ Дж. Ст. Милль.

 

Основное поризведение - " Система логики". Занимался разработкой методов индукции. Указывал на отсутствие ценности метода дедукции, т.к. она лишь осуществляет переход от общего к частному и не может дать принципиально нового знания. Милль обращал внимание на то, что нет гарантии правильности наших выводов из опыта. Все наши познания опытны по своей природе. Смутные законы природы были найдены сами по себе.

 

^ Второй позитивизм.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.