Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Баденская школа неокантианства. Предмет философии, гносеологии, науки о природе и культуре.






Направление в неокантианстве (кон. 19 — нач. 20 в.); основной заслугой которого является введение понятия ценности в философию. Философия Нового времени предполагала, что ценностей нет и не может быть в естественных науках, дающих чистое описание природы; наличие ценностей в социальных и гуманитарных науках считалось их недостатком. Следуя этой идее, Ф. Ницше представил всю историю западноевропейской философии как полагание ценностей, источник которых он видел в «перспективности сущего». Виндельбанд, а вслед за ним Риккерт предложили сохраняющее свое значение и теперь деление всех наук на науки о природе (естествознание) и науки о культуре (исторические науки). Различие между естествознанием и науками гуманитарного цикла представители этой школы видели не в разнице предмета исследования, а в специфическом методе, присущем историческому познанию. Этот метод зависел от типа мышления, которое резко разделялось на законополагающее (номотетическое) и описывающее особенное (идиографическое). Номотетический тип мышления, применяемый естествознанием, характеризовался следующими признаками: он был направлен на поиск всеобщих закономерностей в той действительности, которая существовала всегда (природа, понимаемая через универсальность своих законов). Результатом такого поиска является наука о законах. Идиографический стиль мышления был направлен на отдельные исторические факты в той действительности, которая случилась однажды (исторические события вроде битвы при Ватерлоо и т.п.), и в результате создавал науку о событиях.

Гносеология: Риккерт строит здание своей философии, начиная с гносеологии, так как полагает, что только она может дать ответ на вопрос о том, существует ли рационально объясняемая трансцендентность? Или: могут ли трансцендентные ценности проявиться в нашем имманентном мире? Существует ли рационально объясняемая трансцендентность и можем ли мы познать её? Возможен ли переход от имманентного мира к трансцендентным ценностям?.

Психофизический субъект (это – мое Я, состоящее из моего сознания и тела); соответственно, объект здесь – это всё остальное, что противостоит субъекту – внешний мир объектов, к которому, кстати говоря, вполне можно отнести и человеческое тело. Отсюда переход ко второй паре.

2.Психический субъект (получаемый путём вычета из субъекта первой пары физической природы человека и перенесения её в сферу объекта) – это само сознание и его состояния; объект же здесь – всё остальное, что не является ни состоянием сознания, ни самим сознанием. Это и есть независимый от сознания трансцендентный объект, что же касается субъекта, то он, по Риккерту, здесь не совсем определён. Отсюда переход к третьей паре.

3.Гносеологический субъект (получаемый путём отчуждения от понятия «психический субъект» содержания нашего сознания – его восприятий, представлений и т.п.) В роли субъекта здесь остаётся сама наша познавательная способность; объект же – это всё то, что вообще может быть таковым: и внешний мир, и состояния нашего сознания. Такой объект Риккерт называет «имманентным объектом».

 

Возникновение философии. Философия и ее роль в эволюции человечества.

Возникновение, становление (генезис, от греч. – рождение, про­исхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия.

Предпосылки, источники:

1. психологическиий – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному.

2. теоретический. Однако среди философов нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

 

Философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей.

Философия в переводе с греческого означает " любовь к знанию, любознательность, любомудрие". Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор. Рассказывают, что когда тиран г.Флиунта спросил Пифагора, кто он такой, Пифагор не без гордости ответил – философ!

Но Аристотель употреблял термин " философия" и в другом, более узком значении, применительно к науке о сущности и сути бытия. Именно эту науку, философию в собственном смысле слова, он именует первой мудростью, возникшей и выделившейся из мудрости общей.

 

В конечном итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

 

Философия возникает из религии. Она преобразует веру в бога на светский лад. Но так же философия эволюционирует вместе с наукой. Философия и политика: платон – он говорил, что «пока в гос-ве не будут царствовать философы, пока гос-венная власть и ф. будут разъединены», до тех пор не избавиться от зол гос-ву и роду человеческому тоже. Эта позиция ошибочна (ВАСИЛЬЕВ).

И. Кант: «нельзя ожидать, чтобы короли философствовали, или философы властвовали – потому что обладание властью извращает свободное суждение разума. Но короли не должны допускать того, чтобы исчез глас философа – должны дать ему выступать публично».

Философия является распоряжающимся мозгом, от нормальной работы к-рого зависит нормальное функционирование европейской культуры.

Человек при помощи мышления лишь стремится к истине, только от него зависит, будут ли реализовываться идеалы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.