Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 5. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка






 

Испытуемый. От 16 лет.

 

Процедура. Испытуемый письменно заполняет опросник, текст которого приведен в приложении.

При возникновении вопросов или сомнений в процессе заполнения опросника следует избегать содержательного обсуждения вопросов теста и указать, что испытуемый должен отвечать так, как ему кажется, так, как бывает чаще (бывает в последнее время), первое, что ему придет в голову, что в тесте нет правильных и неправильных ответов, и пр.

 

Обработка и анализ. С помощью ключа, приведенного в приложении, подсчитываются показатели Искренности, Экстраверсии, Нейротизма. После этого на основе полученных результатов с учетом имеющейся информации об испытуемом составляется описание его психологических особенностей.

 

Вопросы для анализа и обсуждения

1. Соответствуют ли результаты теста вашим представлениям об испытуемом, сложившимся в процессе вашего общения с ним? Какими примерами из жизни вы можете подтвердить или опровергнуть характеристику, полученную на основе теста? В чем, по вашему мнению, причины несоответствия, если оно имеется?

2. Ознакомьте испытуемого со своим описанием. Считает ли он его правильным и точным? Удовлетворен ли он им? Если нет, то в чем, по вашему мнению, причины расхождений?

 

Примеры и рекомендации. Интерпретация психологического теста (то есть перевод количественных показателей в описание реального человека) – это искусство, требующее развитой интуиции. Начинающие интерпретаторы обычно переписывают дословно фрагменты интерпретаций или руководств к тесту, соответствующие показателям испытуемого. Наверное, эту тактику действительно стоит взять за основу, но имеет смысл, пользуясь ею, вносить некоторые дополнения.

Во-первых, как правило, интерпретацию лучше начинать не с той черты, которая стоит в руководстве первой, а с той, которая выражена у испытуемого в наибольшей степени, больше всего отличается от среднего уровня. Например, если испытуемый потенциальный экстраверт, а показатель по нейротизму соответствует сверхнейротизму, то начинать следует именно с описания нейротизма.

Во-вторых, описания, имеющиеся в руководстве, сравнительно неплохо соответствуют ситуациям, когда черта ярко выражена (и то не всегда, потому что человек сложнее даже самого лучшего теста) и гораздо хуже для промежуточных или неярко выраженных случаев, которые бывают намного чаще. Так, характеристика экстраверта гораздо лучше соответствует сверхэкстраверту, чем потенциальному экстраверту, описывая которого некоторые свойства можно просто пропустить, к некоторым добавить «возможно», «вероятно» или «иногда», «в некоторых ситуациях» и пр. Также следует, особенно при описании неярко выраженных особенностей, избегать наиболее категоричных формулировок, к примеру, не нужно при умеренном нейротизме писать, что испытуемый – «чрезвычайно нервозный и неустойчивый тип» (реальная цитата из одного руководства), хотя, возможно, не стоит прибегать к подобным формулировкам даже при ярко выраженном нейротизме.

Наконец, описывая каждую отдельную черту, следует учитывать выраженность у испытуемого и других черт. Так, экстраверт с высокими показателями нейротизма, скорее всего, будет несдержан, раздражителен, вспыльчив и пр., а интраверт – склонен к самокопанию, чувству вины, длительным переживаниям после неудачи.

Помните, что вы описываете человека, поэтому как можно реже используйте (а еще лучше совсем не используйте) формулировки типа «таким людям свойственны…», «люди такого типа обладают следующими особенностями…». Читателя описания интересуют особенности не типа, а конкретного испытуемого. Если вам кажется, что какая-то особенность, указанная в руководстве, не имеет отношения к вашему испытуемому, вычеркните ее из описания.

Деликатный вопрос – несовпадение мнения испытуемого о себе с результатами теста. Оно может объясняться двумя главными причинами. Первая – недостаточно квалифицированная интерпретация (вполне возможна у начинающего); вторая – несоответствие представления испытуемого о себе его реальным психологическим особенностям (к примеру, человек может считать себя спокойным и сдержанным, а в тесте выявится повышенный нейротизм). В подобной ситуации «вина» за несоответствие часто возлагается на тест и психологию в целом, к чему следует быть готовым. В любом случае желательно не настаивать на интерпретации категорично, а просто предложить ее испытуемому и выслушать комментарий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.