Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Португальская колониальная держава.






Первыми на поиски стран, богатых золотом, и морских путей в Индию отправились португальские мореплаватели. В их экспедициях активно участвовали генуэзские моряки и купцы, стре мившиеся обогнать своих венецианских соперников в восточной s торговле. Уже в 1415 г. португальцы завладели Сеутой, ставшей; важным торговым пунктом и военным форпостом на Африканском материке. Дальше начались поиски золотоносных рек, о которых рассказывалось в сочинениях арабских географов. В организации этих экспедиций большую помощь оказывал португальский принц Энрике Мореплаватель. Созданные под его покровительством торговые компании пользовались монопольным правом колониальной торговли в странах Африки, в частности грабительской торговли черными невольниками. Львиная доля прибылей доставалась самому принцу, которому папа пожаловал монопольное право на ввоз в Европу черных рабов.

К 1460 г. португальцы открыли острова Зеленого Мыса и вошли в воды Гвинейского залива. К тому времени они уже заняли Азорские острова. Теперь стояла задача обогнуть Африканский материк и достичь таким путем побережья Индии. В 1486—1487 гг. была организована экспедиция под руководством Бартоломео Диаша, которая достигла южной оконечности Африки. Был открыт мыс Доброй Надежды — самая южная точка Африканского материка. Теперь уже появилась реальная возможность открыть морской путь в Индию.

После экспедиции Магеллана в 1529 г. в Сарагоссе было заключено новое соглашение и проведена вторая разграничительная линия—17° восточнее Молуккских островов. Само собой разумеется, что эти соглашения были обязательны только для двух подписавших их государств.

Другие западноевропейские страны, вступившие позже на путь колониальных захватов, с ними не считались, вытесняя и Португалию и Испанию из сфер их господства.

Открытия Колумба заставили португальцев поспешить с обследованием последнего участка пути в Индию. Еще в 1487 г. был послан тайный агент Кавельян, который побывал в Каире, Хормузе, Каликуте и в Мозамбикской гавани Софала, собрав необходимые данные о морском маршруте от Юго-Восточной Африки до Индии. Летом 1497 г. из Лиссабона отправилась флотилия в составе четырех кораблей под предводительством Васко да Га-мы. Она следовала по известному уже маршруту до мыса Доброй Надежды. Однако, чтобы избежать встречных течений, Васко да Гама повернул от островов Зеленого Мыса на юго-запад и прошел мимо берегов Бразилии. Обогнув мыс Доброй Надежды, экспе — диция направилась на северо-восток и в начале апреля 1498 г. вошла в гавань Малинди. Здесь Васко да Гама привлек на службу в качестве лоцмана Ахмеда ибн-Маджида — опытнейшего арабского моряка. С его помощью экспедиция без особых затруднений достигла 20 мая 1498 г. индийского города Каликут. Путь в Индию занял более 10 месяцев.

Португальцы были холодно приняты местным раджей. Но все же Васко да Гаме удалось заключить соглашение и закупить небольшую партию пряностей. 10 июня 1499 г. два корабля, на борту которых осталось менее половины отправившейся в экспедицию команды, вернулись в Лиссабон.

Экспедиция Васко да Гамы положила начало колониальным захватам Португалии на западном побережье Индии. Здесь им пришлось иметь дело с народами древней высокой культуры, находившимися на стадии развитого феодализма, прекрасно знакомыми с огнестрельным оружием. Завоевать Индию, Индо-Китаи, Индонезию, Китай и другие страны, входившие в зону, «доставшуюся» Португалии по разделу с Испанией, было невозможно. Но португальцы сумели воспользоваться одним важным преимуществом: они обладали более сильным флотом, чем мелкие феодальные владетели в Индии, Индонезии, Индо-Китае. Пиратскими методами захватывая, грабя, истребляя экипажи кораблей мусульманских купцов, державших в своих руках морскую торговлю Индии до прихода европейцев, португальцы становятся хозяевами Южных морей и Индийского океана. Достигнув здесь господства, они полностью захватывают в свои руки морские коммуникации на Индийском океане и вокруг Африки.

Свое господство на Южных морях португальцы обеспечивали сетью укрепленных военно-морских баз в наиболее важных стратегических пунктах. В 1510 г. был захвачен Гоа в Индии, ставший центром португальской колониальной империи на Востоке, местом пребывания вице короля. Затем были захвачены Диу, Даман и Бомбей (Индия), Ормуз (Персидский залив), Малакка (Малайский полуостров), Макао (Китай), китайский осчров Тайвань, Молуккские острова и ряд других пунктов. Опираясь на эту сеть крепостей, португальцы заставили мелких феодальных владетелей отдавать им в виде дани или по минимальным ценам всю добычу драгоценных пряностей.

Португальцы захватили на Востоке громадные богатства как путем пиратства на морях, так и путем ограбления городов и феодальных владетелей Южной Азии. Наконец, громадные барыши они получали от торговли с азиатскими и африканскими странами. На вывозе пряностей из стран Азии они извлекали обычно 400 и более процентов прибыли Лиссабон и Гоа стали крупнейшими рынками рабов. Индийцы говорили о португальских завоевателях: «Счастье, что португальцев так же мало, как тигров и львов, иначе они истребили бы весь род человеческий».

На полный военный захват страны, как это сделали испанцы в Америке, у португальцев в Индии не хватило сил, но ими систематически проводился колониальный грабеж в форме монопольного присвоения и вывоза наиболее ценных продуктов восточных стран. Там, где это представлялось возможным, португальцы действовали совершенно так же, как испанцы. В Бразилии португальцы ввели ту же систему эксплуатации, что и испанцы. Громадные доходы от португальской колониальной империи в Индии и Бразилии шли прежде всего в пользу казны, так как все наиболее выгодные предметы торговли были объявлены королевской монополией. Феодальная знать и дворянство обогащались в качестве представителей королевской власти в колониях; наконец, католическая церковь, насильственно обращавшая в христианство население Бразилии и портутальских укреплённых пунктов в Индии, также извлекала значительные выводы из португальской колониальной империи.

Однако значение образования первых заокеанских колониальных империй Испанией и Португалией сводилось не только к обогащению этих стран. Образование этих империй открыло эпоху колониальных захватов европейцев и создало некоторые важные условия для формирования мирового рынка. В самой Европе оно способствовало усилению процесса так называемого первоначального накопления, привело к «революции цен», явилось мощным толчком к дальнейшему развитию капиталистических отношений в таких странах, как Голландия, Англия, Франция.

Основная черта португальской колониальной системы, эксплуатация колоний непосредственно королевской властью с помощью феодально-бюрократического государственного аппарата, была общей для всех владений Португалии. Высшее руководство колониальными владениями осуществлялось двумя государственными учреждениями метрополии — финансовым советом и советом по делам Индии.

Местное управление колониями построено было на связи каждой отдельной провинции непосредственно с метрополией при отсутствии взаимных связей колоний между собой; на неограниченной власти чиновников, стоявших во главе провинций в качестве представителей короны, и их личной ответственности перед королём, на условии краткосрочного — как правило, трёхгодичного — пребывания на высших должностях. Эти высшие должности добывались взятками, а временами официально поступали в продажу.

Управление в городах строилось по образцу феодальных португальских городов, обладавших правами самоуправления и привилегиями на основе дарованных хартий.

Королевская бюрократия в колониях выполняла не только административные и судебные функции, но и торговые. На Востоке торговля с самого начала является объектом королевской монополии. Все главные предметы вывоза — перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шёлк, лаки — были монополизированы короной. Чиновники закупали или собирали в виде дани товары для метрополии, продавали присланные товары или золото, наблюдали за соблюдением договоров и монополий. Излишки сверх того, что могло быть погружено на корабли, уничтожались. Все морские перевозки из Португалии на Восток и обратно производились исключительно на судах королевского флота. Из Португалии товаров присылалось мало. Оплатой индийских товаров служили главным образом деньги (чеканились в Гоа) или золото из Софалы (Мозамбик), вымениваемое на индийские ткани.

Торговля между отдельными колониальными портами являлась монополией, предоставляемой в качестве привилегии высшим должностным лицам. Кораблям местного населения без специальных разрешений было запрещено плавать в водах, где господствовали португальцы.

Формально иной режим торговли существовал в Бразилии и на островах Атлантики. До середины XVII в. плавание между ними и Португалией было свободно для всех португальских кораблей (для иностранцев все колонии были закрыты в 1591 г.). Королевской монополией была лишь торговля красящими растениями. Но произвол чиновников, ведших собственную торговлю, фактически представлял собою режим торговых монополий.

Для колониальной политики португальцев характерно стремление к созданию собственной опоры из местного населения, главным образом путём обращения его в католицизм.

Обосновываясь на небольшой прибрежной территории — в крепостях, портовых городах, факториях, португальцы создавали военные опорные пункты для торгового господства в стране, остававшейся во власти своих прежних феодальных владетелей. Но местные феодалы имели все основания ненавидеть португальцев, которые заставляли их заключать договоры «о дружбе» и о сдаче всей продукции по твёрдым ценам или бесплатно, в виде дани. Всякий конкурент Португалии, достаточно сильный, чтобы поколебать её монопольное положение на море, являлся для местных владетелей желанным союзником. В этом заключалась слабость португальской колониальной империи в Индии.

Португальские колонии.

Колониальная система, сложившаяся в португальских владениях, отличалась значительным своеобразием. В 1500 г. португальский мореплаватель Педру Алвариш Кабрал высадился на побережье Бразилии и объявил эту территорию владением португальского короля. В Бразилии, за исключением отдельных районов на побережье, не было оседлого земледельческого населения, немного-численные индейские племена, находившиеся на стадии родоплеменного строя, были оттеснены в глубь страны. Отсутствие месторождений драгоценных металлов и значительных людских ресурсов определило своеобразие колонизации Бразилии. Вторым важным фактором было значительное развитие торгового капитала. Начало организованной колонизации Бразилии было положено в 1530 г., а проходила она в форме хозяйственного освоения прибрежных районов. Была сделана попытка насадить феодальные формы землевладения. Побережье поделили на 13 капитаний, владельцы которых обладали всей полнотой власти. Однако в Португалии не было значительного избыточного населения, поэтому заселение колонии шло медленно. Отсутствие крестьян-переселенцев и малочисленность коренного населения сделали невозможным развитие феодальных форм хозяйства. Наиболее успешно развивались районы, где возникла плантационная система, основанная на эксплуатации негров-рабов из Африки. Начиная со второй половины XVI в. быстрыми темпами растет ввоз африканских невольников. В 1583 г. во всей колонии проживали 25 тыс. белых поселенцев и миллионы рабов. Белые поселенцы жили преимуществен но в прибрежной полосе довольно замкнутыми группами. Здесь не получила большого размаха метисация; влияние португальской культуры на местное население было очень ограниченным. Португальский язык не стал господствующим, возник своеобразный язык общения индейцев и португальцев — " ленгуа жерал", в основе которого были одно из местных наречий и основные грамматические и лексические формы португальского языка. На " ленгуа жерал" говорило все население Бразилии на протяжении двух последующих столетий.

Колонизация и католическая церковь.

Большую роль в колонизации Америки сыграла католическая церковь, которая как в испанских, так и в португальских владениях стала важнейшим звеном колониального аппарата, эксплуататором коренного населения. Открытие и завоевание Америки рассматривалось папством в качестве нового крестового похода, целью которого должна была стать христианизация коренного населения. В связи с этим испанские короли получили право распоряжаться делами церкви в колонии, руководить миссионерской деятельностью, основывать церкви и монастыри. Церковь быстро превращалась в самого крупного земельного собственника. Конкистадоры хорошо понимали, что в закреплении их господства над коренным населением христианизация призвана сыграть большую роль. В первой четверти XVI в. в Америку начали прибывать представители различных монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, августинцы, позже — иезуиты, которые приобрели большое влияние на Ла-Плате и в Бразилии, Группы монахов следовали за отрядами конкистадоров, создавая свои поселки — миссии; центрами миссий были церкви и дома, служившие жилищами для монахов. Впоследствии в миссиях создавались школы для индейских детей, одновременно строилась небольшая укрепленная крепость, где размещался испанский гарнизон. Таким образом, миссии были и форпостами христианизации, и пограничными пунктами испанских владений.

В первые десятилетия конкисты католические священники, проводя христианизацию, стремились разрушить не только местные религиозные верования, но и искоренить культуру коренного населения. Примером может служить францисканский епископ Диего де Ланда, который приказал уничтожить все древние книги народа майя, памятники культуры, саму историческую память народа. Однако вскоре католические священники стали действовать иными способами. Проводя христианизацию, распространяя испанскую культуру и испанский язык, они стали использовать элементы местной древнейшей религии и культуры покоренных индейских народов. Несмотря на жестокости и разрушения конкисты, индейская культура не погибла, она выжила и менялась под воздействием испанской культуры. Постепенно складывалась новая культура на основе синтеза испанских и индейских элементов.

Католические миссионеры были вынуждены способствовать этому синтезу. Они нередко воздвигали христианские храмы на месте бывших индейских святынь, использовали некоторые образы и символы прежних верований коренного населения, включая их в католические обряды и религиозную символику. Так, неподалеку от города Мехико на месте разрушенного индейского храма была построена церковь девы Марии Гваделупской, которая стала местом паломничества индейцев. Церковь утверждала, что на этом месте произошло чудесное явление Богоматери. Этому событию было посвящено много икон, специальных ритуалов. На этих иконах Дева Мария изображалась с лицом индианки — " смуглая мадонна", а в самом ее культе чувствовались отголоски прежних индейских верований.

Открытие морского пути в Индию, колониальные захваты португальцев.

Трагическая судьба Колумба во многом объясняется успехами португальцев. В 1497 г. для разведки морского пути в Индию вокруг Африки была послана экспедиция Васко да Гамы. Обогнув мыс Доброй Надежды, португальские моряки вышли в Индийский океан и открыли устье реки Замбези. Продвигаясь к северу, вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг арабских торговых городов Мозамбика — Момбасы и Малинди. В мае 1498 г. с помощью арабского лоцмана эскадра достигла индийского порта Каликут. Все плавание в Индию продолжалось 10 месяцев. Закупив большой груз пряностей для продажи в Европе, экспедиция отправилась в обратный путь; он занял целый год, за время путешествия погибло 2/3- экипажа.

Успех экспедиции Васко да Гамы произвел огромное впечатление в Европе. Несмотря на большие потери, цель была достигнута, перед португальцами открывались огромные возможности для торговой эксплуатации Индии. Вскоре благодаря превосходству в вооружениях и морской технике им удалось вытеснить из Индийского океана арабских купцов и захватить в свои руки всю морскую торговлю. Португальцы стали несравненно более жестокими, чем арабы, эксплуататорами населения прибрежных областей Индии, а затем Малакки и Индонезии. От индийских князьков португальцы требовали прекращения всяких торговых отношений с арабами и изгнания арабского населения с их территории. Они нападали на все суда, как арабские, так и местные, грабили их, зверски истребляли экипажи. Особой свирепостью отличался Альбукерке, бывший сначала командиром эскадры, а затем ставший вице-королем Индии. Он считал, что португальцы должны укрепиться по всему побережью Индийского океана и закрыть арабским купцам все выходы в океан. Эскадра Альбукерке громила беззащитные города на южном берегу Аравии, наводя ужас своими зверствами. Попытки арабов вытеснить португальцев из Индийского океана не удались. В 1509 г. их флот при Диу (северное побережье Индии) потерпел поражение.

В самой Индии португальцы не захватывали обширных территорий, а стремились овладеть лишь опорными пунктами на побережье. Они широко использовали соперничество местных раджей. С некоторыми из них колонизаторы заключали союзы, строили на их территории крепости и размещали там свои гарнизоны. Постепенно португальцы захватили в свои руки все торговые отношения между отдельными областями побережья Индийского океана. Эта торговля давала огромные прибыли. Продвигаясь дальше на восток от побережья, они овладели транзитными путями торговли пряностями, которые привозились сюда с островов Зондского и Молуккского архипелагов. В 1511 г. португальцами была захвачена Малакка, а в 1521 г. их фактории возникли на Молуккских островах. Торговля с Индией была объявлена монополией португальского короля. Купцы, привозившие пряности в Лиссабон, получали до 800% прибыли. Правительство искусственно поддерживало высокие цены. Ежегодно из огромных колониальных владений разрешалось вывозить лишь 5—6 кораблей пряностей. Если привезенных товаров оказывалось больше, чем нужно было, чтобы сохранить высокие цены, их уничтожали.

Захватив в свои руки контроль над торговлей с Индией, португальцы упорно искали и западный путь в эту богатейшую страну. В конце XV — начале XVI в. в составе испанских и португальских экспедиций путешествия к берегам Америки совершил флорентийский мореплаватель и астроном Америго Веспуччи. Во время второго путешествия португальская эскадра прошла вдоль берегов Бразилии, посчитав ее островом. В 1501 г. Веспуччи принял участие в экспедиции, обследовавшей побережье Бразилии, и пришел к выводу, что Колумб открыл не побережье Индии, а новый материк, который в честь Америго был назван Америкой. В 1515 г. в Германии появился первый глобус с этим названием, а затем атласы и карты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.