Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические сведения. При определении содержания, организационных форм и методов обучения существенное значение имеет проблема внутрипредметных и межпредметных связей






При определении содержания, организационных форм и методов обучения существенное значение имеет проблема внутрипредметных и межпредметных связей. Особую важность имеет эта проблема применительно к условиям учебных заведений, реализующих программы НПО и СПО, где учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе оптимального сочетания общего и профессионально-технического циклов. Решение этой проблемы предлагает, прежде всего, оптимизацию содержания с целью обеспечения системы, комплексной структуры знаний. Идея комплексной структуры содержания обучения и выражается в поисках и реализации внутри и межпрдметных связей. Характерным для учебных заведений системы НПО, СПО является многопредметность: общеобразовательные, общетехнические, специальные дисциплины, производственное обучение. Каждому из циклов дисциплин свойственна своя система, логика, т.е. определенная, внутренняя закономерность в содержании и расположении учебного материала. В общем, предметом изучения дисциплин всех циклов являются законы, явления природы, применение их в технике, технологии.

Так каждое явление природы изучается с разных сторон, а уровень понимания его сущности постепенно повышается. Сложность в обеспечении преемственности дисциплин в том и состоит, чтобы правильно соотнести эти уроки между собой на разных этапах изучения явления, процесса, объекта. Таким образом, обеспечивается понимание взаимосвязи, взаимообусловленности всех явлений материального мира. Внутри и межпредметные связи при этом выполняют роль дидактического эквивалента межнаучных связей. Не снижая качественного своеобразия отдельных учебных дисциплин, межпредметные связи обеспечивают системный, комплексный анализ технических и технологических процессов, способствуют развитию технического мышления.

Способствуют формированию системы знаний, межпредметные связи обеспечивают формированию научного мировоззрения.

В условиях ПУ, техникумов и др. учебных заведений, межпредметные связи устанавливаются между общеобразовательными предметами, общетехническими и специальными дисциплинами. Благодаря этому, важнейшие понятия, законы, явления и идеи основ наук получают дополнительное развитие за счет их конкретизации на учебном материале по специальным предметам.

Решение проблемы внутри и межпредметных связей в обучении предлагает решение двух задач:

- выявление системы знаний;

- разработка методов и приемов реализации выявленных ВПС и МПС.

Характер ВПС и МПС разнообразен, и это предлагает необходимость умения выбрать правильный прием, метод их реализации. Задача преподавателя при этом заключается в том, чтобы обеспечить единство в трактовке родственных понятий, преемственность и логическую связь всех выводов, особенно мировоззренческого характера, дополнение и обогащение этих выводов, понятий. Для установления МПС и ВПС применяют различные сетевые графики, перспективно-тематическое планирование, таблицы межпредметных связей, план-карту, текстовое описание, матрицы и т.д.

Практика обучения позволяет считать одним из главных способов выявления МПС анализ учебного материала. При этом тематический анализ выявляет связь между учебными дисциплинами или их разделами на основе сходства содержания отдельных тем. В свою очередь, это позволяет лучшим образом решить задачу целесообразного сочетания возможных индуктивных способов изложения материала.

Поэлементный анализ решает задачу по определению структурных элементов знаний, умений, навыков и устанавливает связь предметов на основе тождества соответствующим элементам знаний элементов содержания дисциплин.

Например, в структуре знаний и умений учащихся по физике в качестве основных можно выделить: знание определения основных физических понятий, понимания законов, овладение буквенной символикой, знания выражений, связывающих основные физические величины, и т.д. На этапе изучения общетехнических и специальных дисциплин знания основных физических явлений и законов углубляются, расширяются в процессе изучения их практического использования, а математические выражения, соотношения наполняются физической сущностью.

Обнаружив сходные элементы содержания различных предметов, правомерно подумать о единстве методик их изучения. В других случаях возможен перенос некоторых элементов содержания одного предмета в другой. Следовательно, в результате поэлементного анализа оказывается возможным выделение фундаментальных положений, законов, основ наук и прослеживание путей формирования знаний об этих законах на материале предметов общетехнического и специального цикла.

С целью отыскания эффективных средств и приемов реализации внутри и межпредметных связей рекомендуется составлять: таблицы, схемы, карты связей, которые разрабатываются на основе составления учебных планов, программ и содержания курсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.