Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Модели и формы органов ученического самоуправления: теория и практика






Модель — некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный, пригодный для практической работы с ним, в частности с точки зрения числа признаков.

Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях.

В широком смысле «модель» — это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

Что касается ученического самоуправления:

во-первых, моделирование ученического самоуправления позволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры;

во-вторых, представить основные компоненты структуры ученического самоуправления как логически однородные и на основании этого провести их сравнение и анализ;

в-третьих, выделить внутри основных уровней и компонентов структуры ученического самоуправления отдельные подсистемы, имеющие самостоятельное значение и содержание;

наконец, дает возможности найти основную единицу анализа ученического самоуправления, составляющую его специфику.

Задача в построении модели школьного ученического самоуправления состоит в том, чтобы создаваемая модель была выполнена таким образом, что все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного ученического самоуправления

При составлении авторских моделей организации ученического самоуправления желательно использовать следующие

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Раздел I. Требования к качеству разработки модели

Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования.

Научная обоснованность: - наличие четкой цели создания и функционирования модели; - раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью; - педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности в модели самоуправления; - опора на имеющийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреждений подобного типа; - учет современных педагогических достижений и передового опыта.  

Четкость структуры: - наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования; - взаимосвязь элементов модели, отсутствие «лишних» звеньев; - выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможностей на каждом из них для всех участников образовательного процесса; - взаимодействие с педагогическим и родительским самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса.  
Технологичность модели: - разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления; - воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения; - предсказуемость результатов ее функционирования; - возможность измерить результаты функционирования модели.
Обеспечение функционирования модели: - наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление; - наличие методических разработок и материалов для школьного актива; - наличие подготовленных педагогов (организаторов и вожатых) и системы их подготовки; - наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения; - наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.).  
Наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности: - наличие системообразующей деятельности; - разнообразие деятельности органов самоуправления; - соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели самоуправления.    
Качество нормативно-регламентирующей базы: - наличие соответствующих положений в уставе общеобразовательного учреждения; - наличие дополнительных локальных актов, регулирующих самоуправление.  

Учет условий данного образовательного учреждения: -учет традиций образовательного учреждения, сложившегося морально-психологического климата в коллективе; - учет особенностей контингента обучающихся; - учет типа общеобразовательного учреждения; - учет воспитательного потенциала педагогического коллектива; - учет воспитательного потенциала родительской общественности; - учет социальной ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения.  
Положительное отношение к данной модели: - отношение учащихся разных возрастов (младшие школьники, подростки, старшеклассники); - отношение педагогов различного профиля, отношение родителей различных категорий; - отношение органов управления образованием разного уровня; - отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных организаций и структур.  
Творческий вклад авторского коллектива: - особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления; - уникальные признаки, отличающие данную модель от других моделей ученического самоуправления.  

 

 


Раздел II. Структура модели

Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.

 

Блок целеполагания: Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.  

 

Позиционный блок: Общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.  
Нормативный блок: Дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. Как правило, это устав общеобразовательного учреждения с указанием конкретных положений, регулирующих взаимоотношения администрации и органов самоуправления, Положение о самоуправлении (педагогическом, ученическом, родительском) и т.д.  
Содержательный блок: Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.  
Технологический блок: Раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Например, заседание ученического совета школы, выборы и референдум по важнейшим вопросам жизни школы и т.д.
Организационный блок: Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.  

 

 


Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей

Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Соответствие нормативной базе
Соответствие содержания целям и задачам

Соответствие содержания деятельности и технологий, которые используются в процессе этой деятельности.  

 

 


Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели

Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью:

 

Качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива

Стиль педагогического управления
Учет внешних условий
Постоянное обучение и самообучение актива
Совершенствование нормативной базы
Учет перспектив развития

 

 


Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели

Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижений поставленной цели:

Степень достижения поставленной цели
Характер изменений отношения к данной модели
Взаимодействие с внутренними процессами и социумом
Характер внутренних процессов
Накопление детьми социального опыта

 

 

Раздел VI. Перспективы развития модели

Это описание возможных вариантов развития модели с точки зрения достижения поставленных целей и задач.

 

Эффективное функционирование модели
Регресс модели
Прогресс модели


 

В случае моделирования школьного ученического самоуправления важно и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его действия. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, также будет уместно строить модель на основе установления вероятностных событий.

 

Наглядно представить соотношение видов деятельности позволяет дополнительный прием — графическое описание — визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления.

Разрабатывая инновационную модель ученического самоуправления, следует учитывать следующие ее характеристики:

1. Модель всегда индивидуальна.

 

Индивидуальна
Исходной позицией создания модели ученического самоуправления должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели.

 


2. Модель — это объект, которого нет в действительности.

Нет в действительности
Проектная деятельность предполагает бросок вперед, и к тому же существующая модель при переносе в новые условия обязательно будет претерпевать изменения  

 


3. Модель носит прогностичный характер.

Прогноз
Прогнозируют состояние школьного ученического самоуправления, его кадровое и научное обеспечение, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности.

 

 


4. Модели носят объяснительный характер.

Объясняет
- Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности с работой ученического самоуправления. - Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей. - Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности, осуществляемой в коллективе, и соотнесение этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.  

 


5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования.

Средство соорганизации
Проектирование — акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать.

 


6. Модель является инструментом для конструирования будущего.

Возможность конструирования будущего
Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного — связи между процессом ученического самоуправления и организацией учебного заведения.

 

 


Существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.