Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биография. В 30-е годы 20 века вышли в свет известные всему миру романы М.А

Содержание

 

Введение

Глава 1. Биография

Глава 2. «Тихий Дон»

Глава 3. «Поднятая целина»

Глава 4. «Судьба человека»

Заключение

Список литературы

 

Введение

В 30-е годы 20 века вышли в свет известные всему миру романы М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов — выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. «...Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов, — говорил А. Толстой. Произведения его широко известны и на его Родине и далеко за её пределами.

Цель: изучить биографию и творчество М.А.Шолохова.

Задача: показать, как эпоха отражена в произведениях Михаила Александровича.

Проблемы, поднимаемые в творчестве Шолохова, актуальны по сей день.

Работы, посвященные биографии М.А.Шолохова: [1] 2 3 Общие работы, посвященные советской литературе, где есть упоминания о М.А.Шолохове: 4 5 6

 


 

 

Биография

 

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском, Ростовской области. 6Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых.

В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом.

Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга— «Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины — партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, — мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».[2]

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», — вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая—в 1929 году, третья—в 1933 году, четвертая — в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

В 1932 году Шолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая целина». Для того чтобы написать новое произведение по горячим следам коллективизации, писатель прервал на время работу над «Тихим Доном».

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943—1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.[3]

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

До конца дней жил в своём доме в Вёшенской. Ленинскую премию за роман передал в распоряжение на постройку школы в Вёшенской. С 1960-х годов фактически отошёл от литературы. Писатель умер от рака гортани 21 февраля 1984 года. Похоронен Михаил Шолохов в станице Вешенской на берегу Дона, но не на кладбище, а во дворе дома, в котором жил. О Шолохове был снят документальный фильм «Писатель и вождь». [4]

«Тихий Дон»

 

«Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. [5]

 

 

В романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В то время в России была гражданская война. Война для народов — это всегда горе, слезы и кровь, это вдовы, несчастные дети, это разоренные дома. Особенно тяжелы страницы истории, которые рассказывают о братоубийственных войнах — войнах гражданских. События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда «года минули, страсти улеглись», начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям мысль о том, что гражданская война — трагедия нации. Шолохов стремится поделиться с нами всеми подробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Вешенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов. Мирно живут и трудятся «крепкие хозяйства» Пантелея Прокофьевича Мелехова и его будущего свата Мирона Коршунова, мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растет и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришка. Их радости, быт, труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных основ и истин. И вот с началом войны 1914 года «всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Всего четыре года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье и учатся убивать. Пройдет совсем немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что совершают благие дела. Подтелков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестных, пока не начинают захлебываться своей же кровью.
Гибнут и мучаются люди на Дону, разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. И прежде всего это отражается на тех, кто не воюет и не рвется к власти, кто в эти трудные годы мужественно противостоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую, общечеловеческую ценность. Что бы ни переживали герои романа Шолохова «Тихий Дон», на чьей стороне и с какими лозунгами они бы ни выступали, симпатии автора с теми, кто и в огне братоубийственной войны стремился сохранить общечеловеческие ценности и думал о будущем народа и страны.

 

Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. На этот аргумент исследователи отвечают, что роман был написан Шолоховым не в 20 лет, а писался на протяжении почти пятнадцати лет. Автор много времени проводил в архивах , часто общался с людьми, позже ставшими прототипами героев романа. По некоторым данным, прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков, один из тех, кто стоял во главе вёшенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал. Другой аргумент оппонентов — низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», предшествовавших роману.

В 1929 году по указанию И. В. Сталина была сформирована комиссия под руководством М. И. Ульяновой, расследовавшая данный вопрос и подтвердившая авторство М. А. Шолохова на основе предоставленных им рукописей романа. [6]

 

 

«Поднятая целина»

В 1931 году Михаил Шолохов оставляет на время работу над романом “ Тихий Дон “ и принимается за роман о коллективизации, который потом назовет «Поднятая целина».Коллективизация — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. События в романе увидены автором на Дону, пережиты им вместе с крестьянством. Михаил Шолохов жил среди тех, на кого обрушилась чума коллективизации, он общался и с теми, кто осуществлял ее, даже дружил с ними, но он не принадлежал, ни к тем, ни к другим. По собственному выражению писателя роман этот “ о перевоспитании крестьян в духе коллективизации”. [7]

Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердить жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в процессе “сплошной коллективизации”.
Исполняя социальный заказ, писатель намеренно смягчает краски. Но острота конфликта на деревне все равно видна в романе.

Внешне конфликт романа разворачивается вокруг борьбы коммунистов с контрреволюционерами. В более широком смысле основной конфликт произведения состоит в борьбе нового и старого в сознании людей.
Новым в жизни хуторян было то, что они должны были оставить свои личные хозяйства и сообща пойти в колхоз. В отношении к коллективизации и раскрываются характеры героев, их жизненные принципы. Именно коллективизация становится тем “переломом”, который нередко называют “великим” и который наверняка и был таковым по силе влияния на судьбы людей.

По замыслу писателя сюжет романа хронологически ограничен, охватывает время с середины зимы до осени 1930 года - первый период формирования колхозов. У Шолохова для романа был другой вариант названия " С потом и кровью". Оно, по мнению автора, точнее передавало муки " великого перелома". Что же представляет собой деревня того времени, о котором пишет Шолохов? Частная собственность на землю, инвентарь. Крестьяне делились на батраков, бедноту, середняков и кулаков. У зажиточных крестьян - обширные дома, благоустроенные усадьбы, донские и орловские рысаки. Понятно, что большинству хлебопашцев живется плохо. Шолохов правдиво и глубоко изображает внутренние переживания простых людей, тружеников.


Произведение Шолохова стало своеобразным памятником своему времени. Без этого романа наше представление об этой эпохе было бы неполным.

«Судьба человека»

Шолохов не обделил вниманием период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы. Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами. В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. Судьба Андрея Соколова — это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов — таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.[8]

Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.

Заключение

 

 

С первых шагов в литературе Шолохов поставил самый главный вопрос времени—вопрос о всемирно-исторической борьбе между социализмом и старым, собственническим миром. В «Донских рассказах» писатель обратил внимание на непримиримость, кровавую ожесточенность этой схватки, разрывающей даже семейные, родственные связи. В «Тихом Доне» писатель передал грандиозный масштаб этой битвы, когда с оружием в руках социалистический мир должен был отстоять свое право на жизнь в жестоких боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский строй, но борьба не была еще окончена. Фигура Григория Мелехова, оставленного в финале на распутье, в какой-то степени приобретает символическое значение. Мало было победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще победить другого не менее могущественного врага—силу собственности, навыки, представления, инстинкты, воспитанные веками. Эту борьбу, не менее драматическую, и запечатлела «Поднятая целина».

Михаил Шолохов—подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и победы.

Герои его книг — простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею незабываемых образов простых людей.

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность, правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа.

Книги Шолохова стали поистине художественной летописью советской эпохи, летописью, запечатлевшей великие и героические подвиги народа, преобразующие жизнь на началах свободы, счастья и справедливости.

 

Список литературы.

 

1. Войны России ХХ века в изображении М. А. Шолохова / Фонд им. М. А. Шолохова (Ростовское региональное отделение); Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова; Ростовский государственный университет отв. ред. Н. И. Глушков. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1996. – 214 с. – (Шолоховские чтения)

2. Воронов, В. А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. /, В. А. Воронов, Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985. — 112 с.

 

3. Зайцева Н. Н., Керасир О. Б., Петросян Л. К. Герои труда Дона: биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека. Ростов-на-Дону, 2008—2015.

 

4. Кукшин Е. / Русская литература и литераторы/ Москва, 1947 г.

5. Жбанников, А. С. Михаил Шолохов — больше, чем писатель./ А. С. Жбанников, Ростов-на-Дону, 2006. — 272 с

6. Лукин Ю. Б. О творческом пути Михаила Шолохова/ Лукин Ю. Б. Издательство «Просвещение», Москва, 1950 г.

7. Лукин, Ю. Б. Михаил Шолохов / Ю. Б. Лукин, Издательство «Просвещение», Москва, 1952, 2-е изд.

8. Лукин Ю. Б., Два портрета. А. С. Макаренко. М. А. Шолохов. Критико-биографические очерки./ Ю. Б. Лукин, Москва, 1975 г. 416 стр.

9. Режим доступа: https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp? Hero_id=10277, 26 сентября, 22: 18.

10. Режим доступа: https://noblit.ru/Sholokhov (Нобелевские лауреаты), 7 октября, 18: 45.

11. Режим доступа: https://www.sholokhov.ru/, 4 ноября, 11: 15.(сайт Государственного музея-заповедника им. М.А.Шолохова)

12. Прийма К. И. «Тихий Дон»: Уроки романа: О мировом значении романа М. А. Шолохова / К. И. Прийма. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1981. – 244 с.

13. В. А. Козлов История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории Советского государства — Политиздат, 1991. — Т. 2. — С. 182. — 185 с.

14. Павловский А. Русский характер (о герое рассказа М. Шолохова «Судьба человека») // Проблема характера в современной советской литературе. — М.—Л., 1962.

15.

Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/sholokh/critics/ksp/ksp-001b.htm
ФЭБ(Фундаментальная Электронная Библиотека) Ф. Кузнецов. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. Глава 5. Топография и топонимика. — 2005

 

 


[1]

 

1 Лукин Ю. Б. О творческом пути Михаила Шолохова/ Лукин Ю. Б. Издательство «Просвещение», Москва, 1950 г.

2 Лукин Ю. Б., Два портрета. А. С. Макаренко. М. А. Шолохов.

Критико- биографические очерки./ Ю. Б. Лукин, Москва, 1975 г. 416 стр.

 

3 Лукин, Ю. Б. Михаил Шолохов / Ю. Б. Лукин, Издательство «Просвещение», Москва, 1952, 2-е изд.

4 Кукшин Е. / Русская литература и литераторы/ Москва, 1947 г..

 

5 Режим доступа: https://www.sholokhov.ru/, 4 ноября, 11: 15.(сайт Государственного музея-заповедника им. М.А.Шолохова)

 

6 Воронов, В. А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. /, В. А. Воронов, Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985. — 112 с.

 

7 Жбанников, А. С. Михаил Шолохов — больше, чем писатель./ А. С. Жбанников, Ростов-на-Дону, 2006. — 272 с

8 Режим доступа: https://noblit.ru/Sholokhov (Нобелевские лауреаты), 7 октября, 18: 45

9 Зайцева Н. Н., Керасир О. Б., Петросян Л. К. Герои труда Дона: биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека. Ростов-на-Дону, 2008—2015.

 

10Прийма К. И. «Тихий Дон»: Уроки романа: О мировом значении романа М. А. Шолохова / К. И. Прийма. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1981. – 244 с.

 

11 Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/sholokh/critics/ksp/ksp-001b.htm
ФЭБ(Фундаментальная Электронная Библиотека) Ф. Кузнецов. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. Глава 5. Топография и топонимика. — 2005

12 .В. А. Козлов История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории Советского государства — Политиздат, 1991. — Т. 2. — С. 182. — 185 с.

 

 

13 Павловский А. Русский характер (о герое рассказа М. Шолохова «Судьба человека») // Проблема характера в современной советской литературе. — М.—Л., 1962.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличия дополнительного образования детей от других видов образования | Определение игрового элемента культуры .




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.