Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 1






Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. В понятие “краеведение” вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения”. Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания.

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического”. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии.

Музееведение (музеоло́ гия) — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Под музееведением обычно понимается «наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко – «музейная теория». Такое описание фиксирует лишь лежащую на поверхности связь между научной дисциплиной и одним из ее объектов – музеем как учреждением.

Музееведение начало осмысливать свою теоретическую систему, понятия, методы и место среди наук, пройдя долгий путь обобщения практики, систематизации материала (с XVI в.). Но только в последние десятилетия формирование основных понятий, создание элементов общей теории дисциплины стало важнейшим направлением в ее развитии.

Являясь специальной дисциплиной, музееведение создает теоретические и научно-методические основы практики музейного дела, обобщает его исторический опыт.

Архивоведение — научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Архивоведение в мире развивалось в форме учебников. Изначальное происхождение этой научной традиции неизвестно. Можно отметить старейшие исторически известные книги на эту тему. Эти предшественники архивоведения были напечатаны в 1571 году, но, вероятно, были написаны уже в первой половине 16 века. Автор, немецкий дворянин Яков фон Рамминген может рассматриваться как «отец» этого учебного предмета. Он основал традицию архивного дела, которая в Германии выжила пару веков. Это он впервые сформулировал теорию архивоведения.

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования.

 

6)Чокан Чингизович Валиханов – первый замечательный казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ. Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки своего времени. Он дал массу блестящих работ по географии, этнографии, истории, фольклористике, религиоведению, востоковедению, философии, социологии и т.д. Его научные заслуги были по достоинству оценены виднейшими представителями передовой русской научной мысли. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. Ч.Ч. Валиханов родился осенью 1835 года в крепости Кушмурун, расположенной в одном из северных районов Казахстана. В 1847 году в судьбе Чокана наступил перелом, предопределивший особое направление и существо всей его дальнейшей деятельности. Он поступил в Омский кадетский корпус. В 1853 году Ч. Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. С этого времени начинается весьма интенсивный и насыщенный период его плодотворной творческой и общественно-политической деятельности В результате частных бесед с Ф.М. Достоевским и С.Ф. Дуровым Ч. Валиханов уже к 1855-1856 годам полностью освободился от своих прежних либеральных иллюзий и окончательно становится демократом.

Летом 1856 года в составе экспедиции полковника М.М. Хоментовского Ч. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык-Куль. Он записал и впервые перевел на русский язык цикл сказаний из киргизской энциклопедической поэмы «Манас». В своих широко известных произведениях «О состоянии Алтышара или Шести Восточных городах китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)», «Очерки Джунгарии», «Записка о судебной реформе», «Следы шаманства у киргизов», в статьях «О мусульманстве в степи», «Заметки по истории южносибирских племен» и др. Ч. Валиханов подвергает суровой критике азиатских клерикалов и выступает самым решительным сторонником немедленного пресечения их деятельности в казахской степи.. Ч. Валиханов не только вскрыл несостоятельность и реакционную роль религии, не только боролся против нее, но и пытался дать естественно-научное объяснение ее сущности, раскрыть подлинные причины ее происхождения.

7) В 1857 г. 27 февраля молодой ученый был избран действительным членом Русского географического общества. Вершину научной славы составляют тру­ды, посвященные Кашгарской экспедиции с его участием. Историко-географический очерк о Кашгарии дан в труде " О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской империи провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)".

В 1865 г. труд был переведен на английский язык под названием " Русские в Центральной Азии". Ряд трудов Уалиханова переведен на немецкий и французский языки. В 1860 г. по приглашению военного ведом­ства приехал в Петербург, где его как великого ученого-исследователя жизни народов Средней Азии и Казахстана наградили орденом и возвысили до чина поручика.

В 1861 г. Основные мысли Уалиханов изложил в трудах на имя правительства " О мусульманстве в степи", " Записи о киргизах", " Записи о судебных реформах".

Весной 1864 г. участвовал в экспедиции М.Г.Черняева, который стремился присоединить к России территории Южного Казахстана, находившиеся под игом Кокандского ханства. Об этом писал в своем незаконченном труде " Записи о Кокандском ханстве", начатом еще до событий

В 1864 г. вернулся в г. Верный (ныне Алматы), позже в аул старшего султана Тезека. В своих трудах доказал отличие казахов от кыргызов по этниче­скому составу, социально-экономической структуре, языку, обычаям и традициям. Достоверность научных выводов об этническом составе племен и периода формирования казахской нации исследовали А.Маргулан, Х.М.Адильгереев, С.К.Ибрагимов. Велико значе­ние произведений Уалиханова " Очерки о Джунгарии", " Дневник путеше­ствия в Кульджу", " Дневник в Кашгарию", " Мысли об истории Южно-Сибирских племен". Его труды " Абылай", " Вооружение и доспехи древних казахов", " Следы шаманства у киргизов" посвящены истории и этногра­фии, социально-политической жизни каза­хов. Проблемы казахского устного народного творчества подняты в трудах: " Об образцах казахской народ­ной поэмы", " Легенды и сказки казахов Среднего жуза", " Исторические легенды о батырах 18 века".

8)Никола́ й Я́ ковлевич Ко́ ншин Во время ссылки изучал историю казахского народа. В июле-августе 1898 года совершил поездку по Усть-Каменогорскому уезду, целью которой было «ознакомление на месте с положением переселенческих посёлков» и «изучение быта джатаков» на одном из участков «Казачьей десятивёрстной полосы». На основе материалов, собранных в ходе обследования посёлков Георгиевский, Александровский, Мариинский, Николаевский, Михайло-Архангельский, Карашский и Чубар-Каин, он опубликовал в 1899 году очерки «Переселенческие поселки в Усть-Каменогорском уезде» и «По Усть-Каменогорскому уезду»[2].

В 1901 году опубликовал «Очерк экономического быта киргиз Семипалатинской области» на основе данных экспедиции, проведённой в 1899 году, для сбора материалов о быте казахов, проживающих на казачьих землях. Очерк описывает заселение и освоение русскими и казахами долины Иртыша, отображает процесс сближения русского и казахского народов, взаимовлияние национальных культур, обычаев.

После окончания ссылки он остался в Семипалатинске. В течение нескольких лет Коншин работал редактором «Памятных книжек Семипалатинской области», секретарём областного статистического комитета, правителем дел семипалатинского подотдела географического общества[2].

Написал также очерки о жизни Ф. М. Достоевского в Семипалатинске, статьи «О памятниках старины Семипалатинской области», «Административные расследования о неблагонадежных лицах в Усть-Каменогорске», «Материалы для истории политической административной ссылки в Степной край» и другие. За труды по истории Степного края и за участие в открытии Семипалатинского отдела географического общества Николай Коншин был удостоен серебряной медали Русского географического общества[2].

 

7)В условиях развития суверенного Казахстана актуальность краеведческой проблематики связана с воспитанием молодежи в любви к Родине, духе патриотизма

Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг, преимущественно местных жителей

. К плеяде казахстанских краеведов можно отнести Чокана Валиханова, Салиха Бабаджанова, Николая Коншина, Евгения Михаэлиса, Мухамеджана Тынышпаева, Александра Чулошникова, Николая Ивлева, Владимира Проскурина, Евгения Черных, Сажиду Ахметову, Нелю Букетову. На современном этапе изучение истории краеведческого движения, в том числе и в контексте архивных источников, приобретает особое значение

В 1919 г. группа краеведов, имевших опыт работы в Оренбургском отделе Русского Географического Общества (РГО), организовала при историко-статистическом отделе штаба Казахского военного комиссариата историческую, этнографическую и естественно-географическую секции, несколько позже к ним прибавилась археологическая

в 1919 г. По возвращении на работу Воронцовский, начиная с 1922 г., возобновил отчетную деятельность Общества, направляя документацию в Центральное бюро краеведения и в Российский отдел научных учреждений Главнауки (г. Москва), в Академический центр Кирнаркомпроса и в Кирнаркомвнудел (г. Оренбург) [7].
История краеведения Казахстана впервые была обобщена в монографии С. Ш. Ахметовой [8]. Хронологические рамки ее исследования охватывают ХVII-ХХ вв. В книге также уделяется внимание истории создания и развития вышеназванного Общества, его филиалам и музеям Казахстана. По инициативе первого председателя общества А. П. Чулошникова была образована " особая ученая архивная комиссия путем привлечения посторонних, работы которых печатались бы в газете " Известия Киргизского края". Несколько позже и члены Общества стали использовать архивные документы в своих исследованиях, которые публиковались в его " Трудах" [9]. С подачи учредителей Общества были созданы отделения в Кустанае, Уральске, Урде.

В конце 1923 г. на активные контакты вышел семипалатинский краевед Н. Я. Коншин. Связь с Кустанайским и Уральским филиалами тогда же была временно утеряна. В 1920 г. был образован Джетысуйский отдел Русского географического общества, в состав которого вошли все сотрудники губернского музея – старейшего краеведческого учреждения Джетысу (1892 г.).

Он в 1921 г. был преобразован в " Общество изучения Семиречья" [10, с. 53–61]. Спустя некоторое время открылись филиалы в Кокчетаве, Акмолинске, Актюбинске, Талды-Кургане, Каракалпакии.
Среди членов Общества было немало государственных деятелей – А. Байтурсынов (в 1922 г. – почетный председатель), С. Садвокасов, Х. Нурмухамедов, А. Джангильдин и др. В Оренбургском отделении на начало 1922 г. состоял 61 член, на конец 1923 г. – 78 членов, к октябрю 1927 г. – 154 члена. Нужно отметить, что добровольные краеведческие организации в своей основе никогда не были многочисленными и массовыми.
Параллельно в г. Ташкенте в 1920–1925 гг. действовало общество ревнителей казахской культуры " Талап". Заметную роль в нем играли представители интеллигенции – инженер М. Тынышпаев, писатель М. Ауэзов, поэт М. Жумабаев, врач Х. Досмухамедов, юрист Ж. Досмухамедов и др.

В январе 1933 г. секретно-политический отдел (СПО) Уполномоченного представительства ОГПУ в Казахстане подготовил спецсводку " О состоянии краеведческих обществ и музеев",

В ноябре 1933 г. было принято постановление СНК КазАССР об организации НИИ национальной культуры в целях объединения и координирования научно-исследовательской работы в области культуры: истории, языка, литературы, материальной культуры и краеведения на базе Бюро краеведения, НИИ педагогики, Казцентрархива, Краевого музея и Государственной библиотеки [20].
Вместе с тем в Алма-Ате вновь продолжило действовать Общество изучения Казахстана, которое возглавила Юлия Тевосян, супруга первого секретаря Казкрайкома ВКП (б) Л. Мирзояна. Профессиональный революционер, директор Казахского института марксизма-ленинизма

в 1933–1938 гг., краеведением она занималась по совместительству. Естественно исследования Общества в данный период концентрировались в соответствии с интересами его руководителя – сбор материалов по истории революционного движения и гражданской войны, подготовка геопохода им. 15-летия Казахстана. Юлия Федоровна как и ее супруг, пользуясь своим служебным положением, внесли большой вклад в культурное развитие республики, но жизнь и ее, и Левона Исаевича, как и судьбы многих других соотечественников, оборвали репрессии
В августе 1936 г. " в целях улучшения научно-исследовательской работы в области науки, истории, литературы и языка и концентрации научных сил в единой организации и во избежание параллелизма" было принято решение о слиянии НИИ национальной культуры с Казфаном ], где для решения поставленных задач были созданы два новых сектора: Истории и Казахского языка и литературы.
1938–1942 гг., т. к. среди руководства Общества появился человек, В эти годы ученым секретарем Общества работал Абусагит Мусульманкулович Жиренчин, выпускник Ташкентского педагогического института, кандидат исторических наук, ученый-литературовед, писатель. неточность содержится и в статье, опубликованной в последнем издании национальной энциклопедии " Казахстан". Однако сам Абусагит Мусульманкулович в 1947 г. в исследовании " Из истории Центрального музея Казахстана" писал, что музей был основан в 1831 г. К 1883 г. фонд музея насчитывал тысячи экспонатов. Затем было десятилетие развала и консервации. В 1895 г. музей был восстановлен. Разграбленный в годы гражданской войны, вновь торжественно открыт в сентябре 1919 г. В 1923–1927 гг. был разделен на две части, " из которых 1/3 экспонатов и ценностей были оставлены оренбургскому окружному музею, а 2/3 экспонатов, как ценности непосредственно относящиеся к истории, этнографии и культуре казахского народа, выделены в самостоятельный фонд Центрального краевого музея Казахстана". Весной 1929 г. Центральный музей был переведен из Оренбурга в г. Алма-Ата. С момента перевода в столицу Казахстана " музей вступил в новую стадию своего развития и с тех пор больше не испытывал консервации. К оренбургскому фонду прибавился фонд Семиреченского областного музея" [25]. Таким образом Жиренчин принял руководство организацией, насчитывающей более чем столетнюю историю. Из этого следует, что он никак не мог стать ее первым руководителем.
а 21 год своего существования Общество достигло значительных успехов в накоплении, систематизации и пропаганде краеведческих знаний о Казахстанском крае, способствовало созданию филиалов в областных центрах, городах, что в свою очередь значительно активизировало краеведческое движение в республике, действовавшее в основном на общественных началахЗа период с 1955 г. по 1996 г. он опубликовал 6 книг, 2 брошюры, около 125 статей в журналах и сборниках, около 80 – в газетах

В настоящее время краеведение в Казахстане находится в стадии интенсивного развития. Но уже пришло время для изучения опыта в проведении и организации этой работы, суммирования и анализа накопленного нового знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.