Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поисково-собирательская и фондовая работа музеев






Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций.

Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения в полевых условиях, владеть навыками анкетирования, заполне­ния тетрадей с записями воспоминаний и рассказов, осущес­твлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами “другими частными лицами, архивами и музеями по вопросам комплектования музейного фонда.

В процессе фондовой работы осуществляются такие составляющие функции документирования, как учет и обеспечение сохранности музейных предметов, консервация и реставрация, их научное определение и классификация, составление паспортов и инвентарных карточек, накопление исторической информации. Все это способствует расширению источниковой и информационной базы музейного собрания, создает предпосылки для его эффективного использования в научных, экспозиционных, учебных, воспитательных и просветительных целях.

Все собранные в результате поисково-собирательской работы музейные предметы составляют фонды музея, которые делятся на основной и научно-вспомогательный.

Основной фонд – наиболее ценная и главная в количественном отношении часть – включает только подлинные памятники истории и культуры, в том числе вещественные источники (археологическая коллекция, предметы быта, труда, одежды, декоративно-прикладного искусства и народного (детского) творчества, пионерской и комсомольской атрибутики, школьной жизни и др.).

Объекты природы также относятся к основному фонду. Это геологическая коллекция, чучела животных и птиц, рыбы, дары моря, древесные и ботанические образцы растений.

К письменным источникам основного фонда относятся рукописные и печатные материалы, личные предметы (грамоты, письма, воспоминания, удостоверения, свидетельства, членские билеты; книги, листовки, газеты (до 1955 года) и другие периодические издания).

К изобразительным источникам относятся фотографии, предметы живописи, плакаты, карты.

Научно-вспомогательный фонд практически имеется в каждом школьном музее. В него входят материалы, которые дополняют музейные предметы в экспозиции, помогают изучению, экспонированию памятников, раскрыть их содержание. Это карты, схемы, модели, макеты, муляжи, репродукции, фото- и ксерокопии.

Подлинные материалы недостаточной сохранности, а также не имеющие легенд (описания и истории предмета), следует отнести к вспомогательному фонду.

В процессе собирательской работы музейные предметы основного фонда подлежат обязательному учету и регистрации в книге поступлений (Инвентарной книге). Она должна иметь пронумерованные листы, прошнурована, скреплена печатью школы и росписью директора. Запись предметов производится в момент поступления в музей по установленной для школьных музеев форме. К сожалению, организаторы музеев зачастую увлекаются сбором музейных предметов, своевременно не фиксируя их легенд (истории, сведений о дарителях), даже оформляют экспозиции. И только потом, когда возникает необходимость паспортизации музея, начинают заполнять инвентарную книгу, при этом за давностью времени от момента поступления в школу невозможно восстановить данные о предметах, людях, их предоставивших.

Рекомендуется также ведение инвентарных карточек на музейные предметы, где фиксируются основные сведения о предметах, дублируемые из инвентарной книги. Карточки являются основой создания различных картотек, являющихся справочным материалом для оперативной работы над коллекциями.

Картотеки могут быть тематическими (сведения о памятниках истории и культуры из различных источников), топографическими (фиксируют местонахождение музейных предметов по разделам, витринам, шкафам), именными (содержат сведения о людях), алфавитными (по названию предметов по алфавиту) и др. Желательно в инвентарных карточках помещать фотографии подлинных экспонатов.

 

28).С.Е.Черных – архивист и краевед, отличник архивного дела, заслуженный работник культуры Казахской ССР, член Союза писателей СССР.


Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только при наличии активной гиперссылки на Altaynews.kz © Нарушение авторских прав преследуется законом.

8 лет по комсомольскому призыву ушел в авиацию. Окончил Павлодарскую авиационную школу первоначального обучения летчиков и Сталинградское военное училище летчиков-испытателей в Новосибирске. Служил в боевых авиачастях на Урале, летал на реактивных истребителях МИГ-15 бис. Во время летной работы получил травму позвоночника и в декабре 1960 года был уволен в запас в звании капитана. Затяжная болезнь не сломила его воли. Увлечение краеведением, исследовательской и литературной работой привело его в областной государственный архив. С 1962 по 1967 год обучался и с отличием окончил заочное отделение Московского государственного историко-архивного института. С 1965 по 1988 возглавлял государственный архив ВКО. Постоянно вел исследовательскую работу. Печатался во многих журналах областного, республиканского и союзного значения: «Простор», «Дальний Восток», «Молодая гвардия», «Советские архивы», «Уральский следопыт» и др. Принимал участие в подготовке к изданию сборников: «Бесстрашные», «Герои Советского Союза - казахстанцы», «Герои социалистического труда - казахстанцы», «Очерки истории «Рудного Алтая», «Прииртышье мое» в 2-х томах. Под его руководством были подготовлены к печати и вышли в свет сборники «Они сражались за Родину», «Город рабочей доблести», «Зыряновск» и другие издания. Много лет С.Е.Черных работал в области документальной прозы. В 1981 году увидела свет его первая книга историко-документальных очерков «С берегов Иртыша». Затем последовали книги «Одна, но пламенная страсть» и «Под небом Алтая», написанные в жанре художественной биографии. Они посвящены жизни и творчеству выдающихся людей: П.Н.Васильеву, А.М.Волкову, Е.Н.Пермитину, А.С.Иванову, Н.А.Горбачеву, П.Н.Кузнецову, Н.И.Анову, братьям Белослюдовым и др. Он выявил множество ранее неизвестных фактов из жизни Абая Кунанбаева, К.Сатпаева, С. Аманжолова, Д. Панкратьева. Более 20-ти лет С.Е.Черных посвятил изучению жизненного и творческого пути талантливого советского поэта П.Н.Васильева. Результатом многолетнего труда является сборник «Воспоминания о Павле Васильеве», вышедшая в 1989 году, серия статей и очерков в различных изданиях, получивших всесоюзное признание. За время его работы архивные учреждения Восточно-Казахстанской области из отстающих вышли в число ведущих в республике, являясь пионерами многих прогрессивных начинаний. 14 декабря 1991 года после продолжительной болезни Черных С.Е. скончался в расцвете творческих сил.

29)Аба́ й (Ибраги́ м) Кунанбаев (каз. Абай Қ ұ нанбайұ лы (инф.)) (29 июля [10 августа] 1845, урочище Жидебай, Семипалатинский уезд, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Российская империя — 23 июня[6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель[1], общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.

Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиев.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.

Характерна история стихотворения «Қ араң ғ ы тү нде тау қ алғ ып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов.

Некоторое время Абай работал волостным упра­вителем.

По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского.

В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қ ара сө здер»).Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Кө зімнің қ арасы»[2] («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала родной: Абай Кунанбаевнбаев оказал большое влияние назарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

В этом — высокое свидетельство неувядаемой славы Абая, основоположника новой казахской культуры, сияющей вершины казахской классической поэзии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.