Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент и наблюдение.






Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным (приборами). Наблюдение приобретает научное значение, когда оно соответствует с исследованной программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенным образами, мысленно ставит объект в определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

Т.о. экспериментальная деятельность обладающая сложной структурой:

теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы;

математическая основа – приборы, непосредственно осуществляющие эксперимент;

количественный и каченный анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение.

Необходимым условием исследования является установление фактов.

Факт ( от factum) - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подобранных фактов можно построить любую теорию.

Эксперимент – метод получения информации об изменениях показателей о деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных контролируемых факторов.

Главная особенность эксперимента – позволяет проверить предположения об изменении одной переменной под действием другой.

Основное назначение эксперимента – получение информации о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями.

Общая логика эксперимента – выбирается некая экспериментальная группа, помещается в экспериментальную ситуацию и отслеживается направление, величина и устойчивость изменяющихся характеристик.

Основные ограничения на социальные эксперименты:

· Эксперимент не должен противоречить нравственным нормам и вести к разрушительной деградации объекта

· Риск для объекта должен быть ограничен, важно сохранять условия для его развития, функционирования

Виды экспериментов:

По степени происхождения экспериментальной ситуации:

· Искусственные;

· Естественные;

· Ex-post-фактум (действие исследователя отсутствуют, но прослеживается изменение переменных по прошлым состояниям объекта).

По характеристикам экспериментальной ситуации:

· Лабораторные (участники осведомлены, что проводится эксперимент, но возможно не знают его целей);

· Полевые (объект в естественных условиях, группы уже сложились, участники не знают, что проводится эксперимент).

По схеме проведения эксперимента:

· Линейный (одна группа, изучаемые характеристики замеряются, потом группа подвергается экспериментальному воздействию, затем снова проводится тест)

· Параллельный (2 группы, воздействию подвергается одна, а другая контрольная)

Особенности, преимущества, недостатки:

· Информация получается в ходе воздействия исследователя на изучаемый объект экспериментальным фактором;

· Информация зависит от экспериментатора;

· Информация зависит не только от экспериментального, но и от других факторов (возможна ложная корреляция);

· Возможность установить причинно-следственную связь между факторами, получить не только описание, но и объяснение;

· Возможность воспроизведения экспериментальной ситуации и переноса на практику способов контроля и регулирования факторов;

· Участники эксперимента могут оказать помощь в его проведении;

· Экспериментальный фактор может вывести объект из нормального состояния;

· Трудно локализовать ситуацию в рамках эксперимента;

· Присутствует субъективизм восприятия процесса;

· Эффект исключительности участника эксперимента может оказаться решающим фактором;

Схема эксперимента:

1. Выбор экспериментальной ситуации (определение способов выравнивания контрольной и экспериментальной группы). Важно определить, по каким именно параметрам выравнивать.

2. Лабораторный (полевой) этап. Подвергаются воздействию экспериментальной переменной.

3. Анализ полученных результатов, сопоставление показателей контрольных и экспериментальных групп.

Наблюдение – метод сбора эмпирических данных, который заключается в направленном непосредственном систематическом визуальном слуховом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задачи исследования социальных процессов, явлений, ситуаций.

Главная особенность – взаимосвязь наблюдателя с объектов.

Трудности:

1. Объективные (не зависят от наблюдателя)

· Ограниченный и принципиальный частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

· Не все ситуации поддаются наблюдению;

· Поведение может отличаться от естественного;

· Сложно обеспечить репрезентативность;

· Высокая трудоемкость;

· необъективные (связаны с личностными и профессиональными особенностями);

· Автоморфизм. (Склонность истолковывать действия других через собственное «я».);

· На качество информации может влиять отличие социального положения, опыта наблюдателей и наблюдающих;

· Изменение объекта под влиянием ожиданий наблюдателя;

· Трудности интерпретации (не всегда формы поведения и мотивы связаны однозначно).

Необходимые черты научного наблюдения:

Подготовка программы:

· Необходимо определить объект исследования (индивид, малая группа, социальная общность, мероприятие, событие);

· Предмет наблюдения (совокупность интересующих наблюдателя свойств и признаков объекта);

· Наблюдаемая ситуация;

· Категории наблюдения (показатели или признаки, соответствующие определенным требованиям);

· Условия наблюдения;

· Единицы наблюдения.

Инструментарий:

· Дневник наблюдателя;

· Оценка инструментария, процедур, реакций наблюдаемых;

· Карточка наблюдателя (документ для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном закодированном виде);

· Протокол наблюдения (объединяют информацию со всех карточек наблюдателей);

· Классификатор контент-анализа (дневниковых, протокольных записей);

· Программа обработки данных;

Виды наблюдения:

По степени формализованности:

· Формализованное (жесткая программа, где заранее определены элементы изучаемой ситуации);

· Неформализованное.

По степени участия наблюдателя:

· Включенное (подразумевает участие наблюдателя в изучаемом процессе);

· Невключенное.

По характеристикам ситуации:

· Полевые;

· Лабораторные (искусственно созданные условия).

По степени систематизированности:

· Систематические;

· Случайные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.