Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местные торговые пункты






В крае сложилась сеть крупных торговых пунктов, где продукция животноводства ре- ализовывалась круглогодично: на севере - Каменка, Рыбница, Рашков, Балта, в южной полосе - Дубоссары, Григориополь, Тирасполь, Бендеры, Маяки, Овидиополь. Важным коммерческим центром подольского Приднестровья являлась Балта, в которой уже в нача­ле XIX в. сложилась купеческая прослойка и было много мелких торговцев. Балта служи­ла местом сосредоточения ярмарочной торговли с обширным районом притяжения това­ров, особенно купли и продажи лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Эти ярмарки устанавливали цены на скот и животноводческое сырье и для северной зоны Приднестро­вья. Сюда пригонялся скот из Бессарабии, Херсонской, Подольской, Волынской и Таври­ческой губерний. В южной зоне Приднестровья, основу экономики которой в первой поло­вине XIX в. составляло животноводство, действовала обширная сеть локальных рынков сбыта скота в городах Бендеры, Тирасполь, Григориополь, Дубоссары, Овидиополь.

На скототорговые операции в этой зоне постоянно оказывали влияние ярмарки и многочисленные базары в Одессе, Каменце-Подольском, Новой Ушице, Могилеве-По- дольском, Балте, Ярмолинцах, Ямполе, откуда скот направлялся гоном по трактам и проселочным дорогам. С присоединением края к России исторически сложившиеся здесь торговые пути были подключены к общероссийским и украинским трактам, в частности к одному из жизненно важных трактов страны - Белорусскому, который со­единял Петербург с районами Белоруссии и Украины; этим путем в 40-50-е годы скот доставлялся в столицу. Торговые пути были связаны также с издавна функционировав­шими Киевским (Киев-Каменец-Подольский-Хотин) и Белгородским (Москва-Орел- Харьков-Елисаветград-Дубоссары) трактами.

В Приднестровье сформировался транзитный грунтовой путь вдоль Днестра, пере­секавшийся дорогами в Бессарабию и на восток к городам Бердичеву, Балте, Екатери- нославу, Николаеву и Вознесенску. Обозы («валки») пароконных или пароволовых по­возок большой емкости при благоприятных погодных условиях двигались в обоих на­правлениях на сотни верст.

На рынке обращались большие объемы товаров кожевенного производства. Шку­ры крупного скота, овчины и смушки сбывались на местных базарах и ярмарках, отку­да вывозились в города Украины (включая Харьков) как сырье для ремесленной про­мышленности. Так, в 30-е годы кожи, овчины и смушки десятками тысяч скупались бердичевскими и балтскими купцами и продавались в Подолию.

На всероссийский рынок поставлялись крупные партии шерсти - особенно мери­носовой и цигайской, которая поступала в продажу на знаменитые харьковские ярмар­ки; спросом пользовалась и грубая шерсть.

Рост суконного производства в России, значительный спрос на шерсть высших сор­тов за границей и поощрительные мероприятия правительства способствовали разви­тию тонкорунного овцеводства в 30-50-е годы. В большинстве своем шерсть вывози­лась на отдаленные рынки. Промышленная же обработка ее в самом левобережье оста­валась слаборазвитой.

Гурты скота, направляемые на продажу в Россию

 

Перегонная мериносовая и цигайская шерсть (мытая на овцах перед стрижкой) сбы­валась частично за границу. Торговля этим сырьем в больших объемах послужила сти­мулирующим фактором для развития шерстомойного производства. Шерстомойки ра­ботали либо на закупаемом владельцами этих предприятий сырье («грязной» рунной шерсти), либо выполняли заказы купцов, т. е. промывали и сортировали привозимые тюки за определенную плату.

Прибыльными были и предубойное доращивание и откорм молодняка на пастби­щах (приносил скотопромышленникам за сезон 30-40% прибыли на вложенный капи­тал). В степных районах получил распространение хуторский (кишловый) способ от­корма, чему благоприятствовали продолжительность и продуктивность выпасов. Сало всех видов (пищевое и как исходный продукт для промышленной переработки) уже в 30-е годы вывозилось в города Подолии, Одессу, Николаев, Херсон. Много его экспор­тировалось через Одессу, Новоселицу и дунайские порты. В крае действовали салото­пенные предприятия, в том числе в Тирасполе, Григориополе, Балте. На рынок постав­лялись и другие животноводческие товары: брынза и качкавал, воск, мед, коровье масло, щетина и пр.

Приднестровье являлось связующим звеном между всероссийским и западноев­ропейским внешними рынками. По его дорогам гнали скот и лошадей за границу из украинских и более отдаленных губерний страны. С 20-х годов через его территорию прогонялся скот из Одессы, Могилева-Подольского, Дубоссар, Балты, Бердичева. На­пример, в 1836 г. к Днестру было пригнано из двух последних городов 100 тыс. волов и 15 тыс. лошадей, выведенных в австрийской провинции, а приобретенных в южно­украинских губерниях и на Дону. Не уменьшался этот поток и в 40-е годы. Табунных коней охотно покупали торговцы из Венгрии. Таким образом, внутренний рынок про­дукции животноводства развивался в тесной связи с всероссийским и внешним рын­ками.

В объеме и структуре торговых оборотов края главное место занимала продукция сельского хозяйства, основной отраслью промышленности являлась пищевая. При яв­ном преобладании последней важную роль в экономике края играли и другие отрасли

промышленности: соледобывающая, муко­мольная, деревообрабатывающая и рыбо­ловство с рыбообработкой.

Приднестровье не располагало источни­ками соледобычи. В то же время Бессара­бия славилась самосадочной солью, добы­ваемой из водоемов Аккерманского уезда. Солепромышленный район находился в ве­дении казны, ею регулировалась добыча и осуществлялся сбыт.

Соль - жизненно важный продукт, необ­ходимый человеку и домашним животным, используемый для консервирования овощей, мяса, рыбы и других целей. О размерах по­требности ее можно судить по такому пока­зателю: в среднем на одного жителя в год расходовалось 0, 5 пуда (8 кг). Этот необхо­димый продукт поступал в селения Придне­стровья через рынок (100%). Еще при турец­ком владычестве соль с Аккерманских про- Кустарное изготовление пряжи. Фото XIX в. мыслов переправлялась в Приднестровье
через Овидиополь и Маяки, где осуществлялись торговые сделки. Из этих пунктов она развозилась в восточном и северном направлениях. Добыча озерной соли в 40-50-е годы XIX в. была доведена до 8 млн пудов, тогда как при турецком промысле она составляла всего 0, 5 млн пудов в год. Огромными партиями «солевозцев» («соляников») по сухо­путным и водным путям (вверх по Днестру) она доставлялась буквально до «ворот» по­требителей. Но после прорыва в 1850 г. песчаной перемычки, отделявшей промыслы от моря, Аккерманский соляной район в течение пяти лет практически был лишен возмож­ности добывать и накапливать соль. А в 1856 г. Подунавье, куда входили и промыслы, было отторгнуто от России и при румынском владении перестало давать продукцию.

В такой ситуации повысилась роль одесских соляных промыслов (на лиманах Одес­ского уезда), где также с 50-х годов добывалось по несколько миллионов пудов соле- осадочной соли в год. Это был самый близкий и самый удобный в транспортном отно­шении промысел, с которого соль непрерывно поступала во все селения Приднестро­вья в течение многих десятилетий. Отметим, что в добыче ее принимали участие от­ходники из городов и сел Тираспольского уезда и уездов подольского Приднестровья. А местные торговцы-оптовики являлись связующими звеньями между промыслами и непосредственными потребителями этой ценной продукции.

На Днестровском лимане в основном осуществлялся лов пресноводной речной рыбы. С херсонской стороны, т. е. у левого берега, главные промыслы находились се­вернее с. Калаглея у песчаной косы. Там же строили и содержали родники. Уловы сбы­вались в Овидиополь и в степные села восточнее лимана. А при большой добыче часть ее подвергалась обработке и продавалась приезжим закупщикам из Одессы, Кишине­ва и Балты.

На обоих берегах Днестра от Бендер до Маяков рыболовством занимались кресть­яне и горожане. В литературных источниках эти промыслы назывались «Бендерской дистанцией». В период путины в промысле участвовали десятки артелей. В 40-е годы в рыболовстве было занято более 900 рыбаков; в сезон добывалось рыбы примерно на 20 тыс. руб. Превосходная днестровская и лиманская рыба реализовывалась двумя спо­собами: либо сами рыбаки развозили ее по селениям и продавали с возов, либо непос­редственно в местах лова рыбацкие артели продавали свежий улов рыботорговцам («ше- петильникам»), которые отправляли ее специальными обозами на базары и ярмарки в приднестровские города и местечки, а также в магазины г. Одессы и других пунктов конечного потребления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.