Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие менеджмента. Школы управления.






Как научная дисциплина менеджмент выделяется в нач.20 в.благодаря работам Тейлора.Он был инженером на промышл. Предприятии в процессе своей профессиональной деятельности пришел к выводу, что работу современных ему предприятий можно улучшить, рационализировать. Он выделил 2 направления: рационализация трудового процесса, технологического процесса.из последователей сформировалась школа научной организации управления(1885-1920е). Осн. положения: разделение управленческого и исполнительского труда, использование для исполнения каждой конкретной операции или видов работ тех специалистов, кот. Выполняют эту работу лучше всего.Строгий учет затрат рабочего времени по всем видам работ, учет затрат материальных ресурсов. Тейлор придерживался концепции «экономического человека», согласно кот. Основным элементом мотивации работника было денежное поощрение. Административная школа управления(1920е-по наст.вр.) сосредоточилась на административном аспекте управления предприятием. Основоположник-Анри Файоль. считал что от методов управления высшего руководства зависит благополучие всей организации. Разработал основные принципы управления, благодаря которым менеджер мог бы практически в любых условиях привести организацию к успеху. Управление-непрерывный процесс, состоящий из функций управления, основные из них, планирование, организация, мотивация, контроль.Принципы управления: распределения полномочий, вознаграждения, единоначалия, единства направления, постоянства рабочего места, командного духа. Школа человеческих отношений(1920е-1950е) сформировалась благодаря успехам в изучении психологии, представитель Мэйо и Мэри Паркер Фоллетт.было установлено, что материальное стимулирование не всегда приводит к росту производительности труда, а в иногда ведет к снижению трудовых показателей. Деньги явл. Для большинства лишь средством достижения их истинных целей. Когда эти цели вступают в противоречия с системой материального стимулирования на предприятии человек перестает адекватно реагировать на материальное стимулирование. Эта школа получила развитие в форме бихевиоризма(1950е по наст. Вр.), они сконцентрировались на разработке психологических методик, кот. должны способствовать раскрытию потенциалы работников. Представитель-Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».
В соответствии с этой теорией у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей(потребности: физиологические, в безопасности, принадлежности, самоутверждение, самоактуализация), и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Школа количественного подхода(1950е по наст. Вр.) основана на использовании методов точных наук, на количественной оценке управленческих переменных и сопоставлении моделей(форм представления реальности в виде отличном от оригинала).Этот подход начал использоваться для планирования транспортных поставок в Европу и Россию во время 2ой мировой войны.В наст. Вр. Школа использует многие достижения экономики статистики эконометрики в целях автоматизации процесса управления.

 

Содержание и основные этапы стратегического менеджмента. Определение миссии и целей. Стратегический менеджмент в машиностроении.

Стратегическое управление - это деятельность, заключающаяся в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды. До возникновения концепции стратегического управления использовалось традиционное управление, включающее долгосрочное и текущее планирование. Для него характерно небольшое число оригинальных задач, преимущественно повторяющиеся задачи, преобладание жестких правил и процедур их решения, понимание эффективности организации как ее доходности, высокая степень централизации и жесткая регламентированность системы управления. В современных условиях возросла динамичность и неопределенность факторов внешней среды. предложение преобладает над спросом. Жестко регламентированная система не в состоянии решать задачи развития организации. Методология стратегического управления и возникла в связи с необходимостью обеспечения соответствия требований внешней среды и особенностей предприятия в долгосрочной перспективе. Стратегическое управление для предприятий обеспечивает:

1)Адаптацию к внешней среде на основе ее мониторинга и изучения

2)Анализ внутренней среды предприятия и определение первопричин проблем

3)Распределение ресурсов для ликвидации первопричин проблемы и реализации наиболее перспективных проектов

4)Внутреннюю координацию деятельности подразделений и персонала для реализации миссии и целей фирмы

5)Предупреждение и разрешение конфликтов

6)Развитие стратегического мышления руководителей и персонала
Отличия традиционного и стратегического управления:

Традиционное управление:

Предназначение: Производство товаров и услуг для получения и увеличения доходов. Основное внимание: Внутрь организации. Главное – эффективное использование ресурсов. Оценка эффективности: Показатели прибыльности и рациональности использования ресурсов (рентабельность, фондоемкость, фондоотдача, произв. труда). Управление персоналом: Работник – это ресурс. Оценка по выработке, производительности труда.

Стратегическое управление:

Предназначение: Функционирование организации в долгосрочной перспективе путем установления баланса с окружающей средой. Основное внимание: Вне организации. Главное – поиск новых возможностей, адаптация к изменениям.

Оценка эффективности: Насколько своевременно и точно организация может реагировать на запросы рынка и изменения внешней среды. Управление персоналом: Работник – это основа организации, ее главная ценность и источник благополучия.

Из этого следует: Стратегическим называют такое управление организацией, которое опирается на людей как основу организации. ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову внешней среды и помогающие добиться конкурентных преимуществ. В результате это позволяет фирме функционировать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе Сложности стратегического управления:

• Не дает точной и детальной картины будущего

• Не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем

• Разработка стратегии для каждой организации уникальна

• Его реализация требует больших затрат времени и ресурсов

• Резко усиливаются негативные последствия ошибок, особенно при узкой специализации Этапы стратегического управления: 1)Определение миссии организации; 2) Разработка целей; 3) Анализ внешней среды; 4) Анализ внутренней среды; 5) SWOT – анализ; 6) Определение стратегических альтернатив; 7) Анализ предложенных стратегий; 8) Выбор стратегии организации. Все эти этапы входят в стратегическое планирование. 9) Разработка плана реализации стратегии; 10) Оценка стратегии, ее корректировка.

Миссия – это причина существования организации, её главная цель.

Значение миссии для организации:

1)Миссия – это основа, точка опоры для всех решений организации, определение её целей и задач.

2)Создаёт уверенность, что организация преследует непротиворечивые цели.

3)Помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединить их действия.

4)Создаёт понимание и поддержку среди внешних участников организации (акционеров, поставщиков, инвесторов), тех кто заинтересован в её успехе.

Формулировка миссии включает в себя следующее: 1) вид деятельности, основные изделия, услуги, технологии, рынки. 2) внешняя среда, к-я определяет принципы работы организации. 3) культура организации 4) миссия должна быть оригинальной. Возможны несколько вариантов формулировок.

!! Миссия должна быть недостижимой

Определение целей:

Цели устанавливаются на основе миссии, их формулировка должна удовлетворять следующим условиям: 1) Конкретность. Необходима точность содержания, объёма и времени. 2) Измеримость. Цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени её достижения. 3) Достижимость. Цели должны быть реальными и не выходить за рамки возможностей исполнителей. 4) Согласованность. Все цели должны быть взаимосвязаны и непротиворечивы. 5) Приемлемость. Необходимо учитывать потребности, желания, традиции и ценности общества. 6) Гибкость. Возможность внесения корректировок при изменении внешней и внутренней среды.

Цели строятся по иерархическому принципу, образуя дерево целей.

По уровню иерархии цели делятся на вышележащие и нижележащие. Цели нижележащего уровня являются средствами достижения целей более высокого уровня.

Основные правила построения дерева целей: 1) на каждом уровне совокупность подцелей должна быть достаточной для описания целей (признак полноты) 2) разделение целей на подцели, на каждом уровне ведётся только по одному признаку декомпозиции 3) количество подцелей должно быть 5-9 (принцип простоты) 4) каждая выделенная подцель должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности (подразделение, цех, бюро или исполнитель)

Классификация целей организации:

1)По временному периоду: Стратегические, тактические, оперативные.

2)По Содержанию деятельности: экономические, организационные, научные, социальные, технические…

3) По функциональному признаку: маркетинговые, производственные, финансовые, кадровые, инновационные…

4) Измеримость: количественные, качественные

5)Приоритетность: основные, побочные

6)По иерархии: высшие, подчиненные

Стратегический менеджмент в машиностроении:

С переходом к рыночной экономике, предприятиям отрасли машиностроения стало необходимо стратегическое управления, чтобы остаться на рынке.

В рамках стратегического управления решалось, сохранить ли предприятию род деятельности при переходе к рыночной экономике.

Для предприятия очень важно оценить внешнюю среду, сформулировать адекватные стратегические цели, только таким образом предприятие сможет найти постоянных поставщиков и заказчиков, партнеров. Добиться лидирующего положения на рынке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.