Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест руки (Hand test) Вагнера






 

Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

 

Ответы разносятся по 11 категориям:

1. Агр. Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2. Дир. Директивность - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.

3. Тр. Тревожность- рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.

4. Ком. Коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.

5. Зав. Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам.

6. Дем. Демонстративность - рука разными способами выставляет себя напоказ.

7. Деф. Физическая дефицитарность. - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.

8. А. Активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.

9. Пас. Пассивная безличность - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.

10. Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

 

Обработка результатов:

1. Подсчитывается общее количество ответов, данных ребенком, которое принимается за 100%.

2. Осуществляется определение каждого ответа по отношению к одной из девяти оценочных категорий.

3. Регистрируется количество ответов по каждой из категорий. Подсчитывается процент каждой категории по отношению к общему количеству ответов.

4. Определяется коэффициент по формулам Коэффициент ожидаемой агрессии (тревожности)

Акт + Агр + Дир + Дем Ктр

(Ктр)= ________________________

Тр + Пас + Зав + Дир

при Ктр больше 1 — превалирование истинно агрессивного по ведения ребенка;

при Ктр меньше 1 — преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожности ребенка по поводу аг рессивного поведения окружающих.

Коэффициент общей психологической активности ребенка (Какт)

Акт + Агр + Дир

Какт = _______________

Пас + Зав + Деф

меньше 1 — сниженный уровень общей психической активности; больше 1 — достаточный уровень общей психической активности.

Коэффициент личностной дезадаптации (Кдез)

Акт + Ком + 0, 5Дир + 0, 5Дем

Кдез = __________________________

Пас + Тр + Зав

меньше 1 — тенденция к неблагополучию личностной адаптации; больше 1 — относительная личностная адаптация ребенка к со циуму.

Интерпретация результатов:

В связи с тем, что развитие эмоциональной сферы ребенка, становление личностных характеристик нельзя считать закон ченным в анализируемый возрастной период, отнесение ответов к той или иной категории желательно производить после уточня-ющих вопросов, выяснения ситуации, в которой происходит действие, связанное с изображением руки.

Также при интерпретации ответов имеет значение не абст рактное их количество, а их количество по отношению к ответам других типов.

Ситуация, когда ребенок затрудняется ответить или ему необ ходимо повернуть карточку, для того чтобы дать хотя бы один ответ, может отражать обедненность зрительного образа или, ве роятно, слабость зрительной памяти. Это также должно учиты ваться при интерпретации результатов.

Большое количество одинаковых ответов по разным изобра жениям можно интерпретировать как повышенную инертность мыслительной деятельности ребенка. Однако подобная характе ристика должна подтверждаться результатами других диагности ческих исследований.

Интерпретация результатов по отдельным оценочным катего риям: большое количество ответов по категории «Активность» свидетельствует о достаточном уровне психической активности. Отмечается зависимость между ответами по категории «Актив ность» и «Директивность».

Повышенное количество ответов категории «Пассивность» свойственно детям с невысоким общим уровнем психической ак тивности. Дети, дающие большое количество пассивных ответов, как правило, показывают достаточно постоянную величину ла тентного времени реакции (малый разброс показателей по всем изображениям).

Сочетание ответов категории «Тревожность» с «агрессивны ми» ответами и обязательным наличием ответов категории «Пас сивность» говорят не столько об уровне истинной агрессивнос ти, сколько о состоянии повышенной тревожности и ожидании агрессии извне.Как правило, об истинной агрессивности можно говорить в том случае, если большое количество агрессивных ответов со четается с большим количеством ответов по категории «Дирек тивность».

«Директивные» ответы всегда являются активными и в принци пе характерны для детей, имеющих достаточный уровень активно сти, самооценки высокий уровень притязаний на успех. Нередко такие ответы сочетаются с ответами демонстративного характера.

Сочетание ответов по категориям «Директивность», «Тревож ность» и «Зависимость» в первую очередь говорит о преоблада нии тревожности и зависимости от директивного поведения (воздействия) извне. О субъекте или объекте директивного пове дения можно узнать с помощью дополнительных, уточняющих вопросов к ребенку.

Важно четко различать категории «Директивность» и «Ком муникативность». Четкое представление об этих отличиях может дать сравнение психологического различия между «нотацией», «социальной правильностью» (примеры «Директивности») с «по пыткой договориться» (относится к «Коммуникативности»).

Ответы по категории «Коммуникация» могут сочетаться как с активными, так и с пассивными ответами. При увеличении ко личества ответов «Активность» + «Коммуникация» можно гово рить об отражении имеющегося опыта коммуникации. Увеличе ние количества ответов «Тревожность» + «Коммуникация» + + «Пассивность» говорит скорее о наличии потребности в обще нии при недостаточно сформированных коммуникативных на выках.

В принципе ответы по категории «Зависимость» являются нормативными для детей дошкольного и младшего школьно го возраста. Но в сочетании с категорией «Пассивность» и «Тре вожность» категория «Зависимость» отражает неблагополучие личной позиции, трудности личностной адаптации ребенка в со циуме.

Как правило, ответы по категории «Дефицитарность» доста точно редки, однако они встречаются в ответах детей, чьи роди тели зациклены либо на состоянии здоровья самих детей, либо на собственном соматическом состоянии. Дети с наличием ка ких-либо заболеваний дают ответы категории «Дефицитарности» не чаще, чем здоровые сверстники. Однако это не относится к детям, недавно перенесшим травмы (особенно травмы конеч ностей). Таким образом, большое количество ответов по данной категории в зависимости от объективного состояния здоровья ребенка может говорить о переживании ребенком своей (пусть даже неявной) физической несостоятельности либо о фиксации ребенка на теме здоровья.

 

7. Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: " Скажи, ты боишься или не боишься...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа " да" - " нет" или " боюсь" - " не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа " не боюсь темноты", а не " нет" или " да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

 

Инструкция для ребенка: " В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Ты боишься:

1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.