Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Износ основных фондов их капитальный ремонт и модернизация






Основные фонды на предприятии в процессе их эксплуатации постоянно изнашиваются, и для поддержания их в работоспособном состоянии периодически необходимо проводить их ремонт.

Различают физический (материальный) и моральный (экономический) износ.

Физический износ означает материальный износ основных производственных фондов под воздействием процесса труда или сил природы (стирание рабочих органов, коррозия металлических частей и конструкций, гниение деревянных частей, выветривание и т.п.).

Физический износ ОС происходит в процессе их использования или бездействия. Общее этих видов износа состоит в том, что ОС теряют во времени свои технико-экономические свойства. Отличие состоит в процессе возмещения стоимости:

1) физический износ первого вида возмещается за счет перенесения стоимости ОС на изготавливаемый продукт;

2) второй вид износа означает потери.

Физический износ ОПФ находится в прямой зависимости от нагрузки, качества ухода, уровня организации производства, квалификации рабочих и других факторов.

Физический износ может быть определен двумя способами.

1. По срокам службы объекта ОС (объему выполненных работ):

где И1ф - размер физического износа, %;

Тф, Тн - фактический и нормативный сроки службы объекта основных средств, лет;

Л - ликвидационная стоимость ОС в процентах от балансовой стоимости, %.

2. По данным обследования технического состояния ОС. При этом определяют физический износ отдельных конструктивных элементов, а затем определяют средневзвешенный процент износа в целом по объекту:

где И2ф – размер физического износа ОС в процентах при техническом обследовании;

fi - стоимость i-го конструктивного элемента, руб.;

ii - % физического износа i-го конструктивного элемента;

Fп - первоначальная стоимость объекта ОС, руб.

Под моральным износом основных производственных фондов понимается их несоответствие современному уровню техники, снижение технико-экономической целесообразности их эксплуатации.

Моральный износ выражается в двух формах:

1) уменьшение стоимости ОС вследствие сокращения издержек на их создание в связи сростом производительности в отраслях, производящих эти средства. Для этой формы износа характерно частичное обесценивание ОС в сфере их потребления.

Определение морального износа первой формы осуществляется по формуле:

где И1м – моральный износ первой формы, %;

Fп - первоначальная стоимость ОС, руб.;

Fв - восстановительная стоимость ОС, руб.;

2) преждевременное, до окончания срока физической службы, обесценивание действующих ОС вследствие ввода в эксплуатацию более производительных средств труда. Продолжение их использования тормозит рост производительности труда, а досрочное изъятие – приводит к потере недоамортизированной стоимости.

Определение морального износа второй формы происходит по формуле:

где И2м – моральный износ второй формы, %;

Пн, Пс - производительность новых и морально устаревших ОС.

Различают три вида ремонта: восстановительный, текущий и капитальный.

Восстановительный ремонт — это особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: стихийными бедствиями (наводнение, пожар, землетрясение), военными раз­рушениями, длительным бездействием основных фондов. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства.

Текущий ремонт — это мелкий ремонт и производится в процессе функционирования основных фондов, как правило, без длительного перерыва процесса производства. При мелком ремонте заменяются отдельные детали и узлы, осуществляются определенные починочные работы и другие мероприятия.

Капитальный ремонт — это существенный ремонт основных фондов и связан с полной разборкой машины, заменой всех изношенных деталей и узлов. После капитального ремонта технические параметры машины должны приблизиться к пер­воначальным.

Модернизация представляет собой техническое усовершен­ствование основных фондов с целью устранения морального снашивания и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию (корен­ная переделка). По способам и задачам проведения различают модернизацию типовую и целевую. Типовая модернизация — это массовые однотипные изменения в серийных конструкци­ях; целевая — усовершенствования, связанные с потребностя­ми конкретного производства.

Условную экономию или дополнительную прибыль от проведения модернизации можно определить по формуле

где DC — снижение себестоимости продукции;

D П — дополнительная прибыль;

С1, С2 — себестоимость изготовления единицы продукции до и после проведения модернизации;

V2 — объем выпуска продукции после модернизации.

Для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислениями в него средств по определенным нормативам.

Ремонт и содержание объектов основных фондов непроизводственного назначения осуществляются за счет чистой прибыли предприятия — прибыли после налогообложения.

Затраты на ремонт в значительной степени зависят от физического износа основных производственных фондов, каче­ства проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каж­дом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа обо­рудования. Если на предприятии физический износ активной части основных фондов существенный (превышает 40%), то в этом случае приходится создавать мощные ремонтные подраз­деления, чтобы можно было поддерживать машины и обору­дование в работоспособном состоянии. Численность ремонт­ного персонала в этом случае может доходить до 60% общей численности рабочих. Особенно это характерно для горно­рудных предприятий. В этих условиях затраты на ремонт очень значительные и предприятию необходимо найти пути их уменьшения.

Восстановление изношенных деталей позволяет:

• ликвидировать дефицит некоторых запасных частей и своевременно проводить все виды ремонтов;

• снизить затраты на ремонт, так как восстановление дета­лей, как правило, более выгодно, чем приобретение новых или вновь изготовленных;

• уменьшить транспортные расходы на доставку запасных частей на предприятие.

Восстановление изношенных деталей с экономической точ­ки зрения выгодно, если:

при сравнении с приобретением новых деталей

при сравнении с изготовлением новых деталей собствен­ными средствами

где Cв — себестоимость восстановления деталей;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Кв — капитальные вложения для приобретения специального оборудования, необходимого для восстановления изно­шенных деталей (если в этом есть необходимость);

g — коэффициент, учитывающий разницу в сроках службы но­вой и восстановленной детали, который определяется со­отношением срока службы новой детали к сроку службы восстановленной, доли ед.;

Зтр — транспортные затраты на доставку деталей от изготови­теля до предприятия;

Сизг — себестоимость изготовления новой детали собственными силами;

Кизг — капитальные вложения для приобретения оборудования, необходимого для изготовления деталей (если в этом есть необходимость).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.