Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельностный подход в социальной психологии






Коллектив как высший уровень развития группы изучался А. В. Петровским, представившим концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе. Автор предложил рассматривать опосредованность (зависи­мость) межличностных отношений в группе содержанием и ценностями деятельности. В рамках концепции, изначально на­званной стратометрической, определены 3 слоя (страты) груп­повой активности:

а) непосредственные контакты, основанные на симпатиях и антипатиях;

б) отношения, опосредованные характером деятельности (ценностно-ориентационное единство);

в) контакты, основанные на принятии членами группы еди­ных целей деятельности.

А. В. Петровским разработана классификация групп в зави­симости от направленности группы (просоциальной или асоци­альной) и от степени деятельностного опосредствования меж­личностных отношений.

Особое внимание в советской психологии уделялось зна­чению группы и деятельности в развитии способностей и фор­мировании направленности личности. Концепция динамиче­ской функциональной структуры личности, предложенная К. К. Платоновым, предполагает анализ всей ее структуры в целом и подструктуры. Психологическая подструктура вклю­чает 4 уровня:

1) подструктура направленности (социально обусловлен­ная);

2) подструктура знаний, умений, навыков, привычек (обу­словленная социальным опытом);

3) подструктура индивидуальных особенностей психиче­ских процессов как форм отражения (обусловленная ин­дивидуальным опытом);

4) подструктура темперамента, возрастных и половых осо­бенностей (биологически обусловленная).

Еще две структуры - характер и способности - налагаются на предыдущие.

К социологической структуре личности автор относил со­циальный статус, социальную роль, принятые личностью соци­альные, этические, эстетические и правовые нормы, ценностные ориентации и экспектации.

Личность определялась К. К. Платоновым как важнейший объект социальной психологии. Предметом же выступали пси­хологические явления, свойственные либо только группе лично­стей, либо личности только в группе. Особенно подчеркивалась сложная диалектическая связь личности и коллектива.

Значительный массив данных о закономерностях социальной активности личности был обобщен В. А. Ядовым в диспозиционной концепции регуляции социального поведе­ния. В концепции предлагается иерархическая система диспозиций (образований, регулирующих поведение и деятель­ность индивида). Основаниями выделения групп диспозиций стали:

Уровни потребностей:

1) потребности физического существования,

2) потребности социального существования,

3) потребности идентификации с определенной социальной группой,

4) потребности саморазвития и самовыражения;

Уровни ситуаций или условий деятельности:

1) бытовые ситуации,

2) ситуации группового общения,

3) ситуации значимой деятельности,

4) общесоциальная «ситуация» жизнедеятельности челове­ка.

Автор определил:

1-й уровень диспозиций представлен элементарными фик­сированными установками,

2-й уровень - системой социальных фиксированных уста­новок,

3-й уровень - базовыми социальными установками (на­правленностью интересов на определенную сферу активности),

4-й уровень - системой ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

В. А. Ядов говорил о необходимости рассматривать регу­ляцию социальной активности личности в зависимости от всей диспозиционной системы, определяемой предшествующим опытом, а не только со стороны той или иной социальной уста­новки.

Таким образом, специфика отечественной социально-пси­хологической ориентации выражается, прежде всего, в деятельностном подходе. Социальное представлено как порожденные предметной деятельностью психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния человека в группе (коллек­тиве)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.