Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №57.






Проблема индивидуальности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, А.Г. Асмолов).

Проблема индивидуальности ярко ставится в отечественной психологии. Характерно четкое определение понятийного аппарата.

Рубинштейн разграничил понятия личность и индивидуальность. Индивидуальность и индивидуалист рассматривается как синонимы. Индивидуальность – человек яркий, выделяющийся из окружения. Личность – это нечто большее и другое. Личность – человек, у которого есть своя позиция, свое лицо. Человек является индивидуальностью в силу наличия у него единичных, особенных свойств. И человек есть личность, потому что сознательно определяет свое отношение к жизни. Приоритет отдает понятию личность. Индивидуальности отводит роль дополнительного, второстепенного атрибута.

Ананьев Б.Г. Понять индивидуальность можно только через соотношение понятий индивид и личность. Индивидуальность – некий результат интеграции всех свойст человека, начиная от индивидных свойств и заканчивая свойствами личности. Если Л – это вершина человека, то индивидуальность – глубина человека. Индивидуальность как обязательное условие вбирает свойства Л. Личностные свойства составляют стержень индивидуальности. Всякая индивидуальность есть индивид, но не всякий индивид является индивидуальностью. Для того, чтобы стать индивидуальностью, индивид должен стать личностью.

В.С. Мерлин. Индивидуальность трактует как наиболее сложное, многомерное понятие относительно к человеку. Он говорил, что индивидуальность настолько сложное понятие, что его нужно изучать не только в психологии. Он считал, что индивидуальность это прежде всего особый индивидуальный характер связей между различными свойствами. Эти свойства имеют определенные уровни иерархии. Мерлин выделяет 3 вида свойства:

1) нейродинамические свойства – конституция, свойства НС и т.д.;

2) психодинамические свойства (задатки, темперамент);

3) личностные свойства – проявления человека, обусловленные социальным бытием).

Только свойства одного уровня связаны непосредственно, между ними существует много-многозначная связь. Детерминация одного уровня не может быть перенесена на всю систему в целом. Индивидуальность, по Мерлину, - это движение по вертикали. Опосредующим звеном выделяются:

1) индивидуальный стиль жизнедеятельности – является основным опосредующим звеном, который опосредует свойства уровня нейродинамических свойств и окружающей среды (уравновешивание);

2) индивидуальный стиль деятельности – достигается некое равновесие между психодинамическими свойствами и видами деятельности;

3) индивидуальный стиль общения – Л как субъект общения.

Индивидуальность как система подчиняется различным законам, находящихся в состоянии неустойчивого динамического равновесия. Основная функция индивидуальности как особого характера связи есть поддержание неустойчивости динамически развивающегося равновесия с окружающей средой, с другими людьми.

Внутри интегральной индивидуальности выделяются 2 подуровня:

- интра-индивидуальность;

- мета-индивидуальность.

Интра-индивидуальность включает 1 и 2 уровни (нейродинамические и психодинамические свойства).

Мета-индивидуальность - уровень личностных свойств человека - отражает особенности взаимодействия с другими людьми.

Асмолов акцент делал на своеобразности, уникальности, неповторимости Л. Ядром Л выступают смысловые образования. Своеобразным смысловым образованием каждой Л выступает точка отсчета понятия индивидуальности.

Индивидуальность – совокупность смысловых образований и установок Л, которые порождаются в ходе жизни человека, определяют выбор поступка в ситуации борьбы мотивов, проявляются в общении и дея-ти человека и позволяют реализовать тот образ жизни, который является ценностью для данного человека.

Совокупность смысловых образований и представляют индивидуальность. Асмоловым выделено 2 класса свойств:

- продуктивные (процессы, при помощи которых человек преобразует свою жизнь и влияет на жизнь других людей - ценностные образования, смысловые образования, мотивация, самосознание, личностные вклады и т. д. - определяют в целом стратегию поведения и развития индивидуальности - цели поведения);

- инструментальные (характер, способности - определяют тактику поведения и развития индивидуальности - способы поведения).

Между ними существует сложная взаимосвязь.

Взаимосвязь продуктивных и инструментальных свойств:

Социальная позиция задает мотивы поведения, они реализуются в отношениях, отношения отражаются в смысловых образованиях, которые фиксируются в смысловых установках (характере), характер реализуется в поведении, поступках человека, чтобы закрепить или расшатать социальную позицию. И так по спирали. Двоякая связь.

Между уровнем развития продуктивных и инструментальных свойств может быть гармоничное сочетание, может быть рассогласование, что является источником развития индивидуальности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.