Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заповедь 9: «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна».






 

Здесь можно скачать Заповедь 9 > > > в формате Microsoft Word (~ 129.7 Kb)

Не вреди ближнему твоему, как и самому себе во всех отношениях словом

Виды клеветы
Ложное свидетельство на кого в суде
Ложная защита других в суде
Оправдание присяжными в суде виновного будто бы по человеколюбию и под другими предлогами
Запирательство пред судом в преступлении иногда и при явных уликах или, напротив, принятие на себя небывалой вины
Полное сложение с себя вины своей на невинное лицо при поводе к тому
Ложный донос
Тяжбы
Ябеды, или наушничество, и благоволение к наушникам
Посеяние вражды и раздора между кем-либо
Сообщение третьему лицу слышанной, но не проверенной, худой вести о ближнем
Легкомысленное доверие ко всякому слуху о человеке, а отсюда – предубеждение против него
Осуждение ближнего не по праву
Нестарание защитить человека от клевет, когда невинность его известна
Без нужды открытие худой тайны из жизни умершего лица
Излишняя мнительность, или подозрения на других без оснований
Предположение о человеке благочестивом по поводу особенного несчастья с ним или постоянных неудач в его жизни, будто он великий грешник (о неповинных страданиях)
Напрасное беспокойство чьего либо духа противным разговором или неосновательным замечанием и упреком
Излишнее смущение кого либо собственным духом от клевет и оттого, что имеет он много напрасных врагов

Брань на ближнего
Личное бесчестие ближнему на словах, а также в письме или другим каким образом
Печатная гласность о ком либо в преувеличенном или извращенном виде
Насмешливый над ближним характер
Посмеяние над чьим либо уродством
Неприветливость в обхождении по высокомерию или только по привычной и сознательной грубости
Слишком свободное обращение с другими
Привычка спорить
Привязчивость к словам ближнего с целью завинить его

Ложь словом, соединенная с ложью мысли, равно как и заменяемая какими-либо знаками
Ложь на глазах и упорная
Обман в шутку
Ложь по нужде или, как говорят, «во спасение»
Неположительность слова или суждения об одном и том же предмете
Оправдание себя пред другими при полном сознании в душе своей вины
Неискреннее почтение к сочувствию в обхождении (лесть)
Неискренний отзыв о другом, когда требуют ответа
Двусмысленная улыбка при разговоре о ком либо, возбуждающая подозрение относительно этого человека
Неизъявление сочувствия и почтения к человеку, которого напрасно не любят или теснят

Относительно данных обещаний ближнему
Неисполнение данного слова в свое время
Неисполнение совсем обещания

О воздержании языка
Празднословие и болтливость
Безвременный и чрезмерный (неподобный) смех
Пустые или суетные по содержанию басни и сказки
Самохвальство вообще и случайными какими либо преимуществами, особенно пред новыми лицами
Незаботливость о своем добром имени или же, напротив, излишняя забота о том
Heтерпение обличающей правды
Открытие тайны своей или чужой прежде времени или когда не требуется это

Об излишнем любопытстве
Любопытство к чужим письмам и бумагам
Привычка подслушивать или подсматривать
Праздное дознание о слабых сторонах ближнего
Страсть расспрашивать или рассказывать о новостях

Об улучшении своей речи, или дара словесного
Необдуманная, или небрежная речь
Привычка пересекать чужую речь
Безотвязная просьба или же только учащаемая без крайней нужды
Нехотение ответить на чье-либо письмо

Не вреди ближнему твоему, как и самому себе во всех отношениях словом

Кроме жизни, целомудрия и собственности ближнего, есть еще у него одно достояние, которого мы так же не должны касаться со вредом, но обязаны по христианской любви охранять, как принадлежащее ему. Это есть честь его, или доброе имя. Вредить ближнему на сей раз мы можем языком своим, иди даром слова. Вообще наши обязанности к другим (а вместе с тем и самим себе, потому что сказано: «возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе») не были бы полными, если б обнимали положение человека только отвне (целость его жизни и здоровья, целомудренная чистота тела, имение, как поддержка телесной жизни его); если б не было в этих обязанностях постепенного перехода или поступления от ближайшего к дальнейшему, от материального к духовному; если б был в них забыть орган слова, как посредник в переходе от тела к душе и от души к телу. Отсюда девятая заповедь Божия об употреблении слова человеческого. (И только в отношении к ближнему и к нам самим, а не к Богу и святым, о почитании которых словом было сказано нами под третьею заповедью). Отсюда все то, чем язык наш или равносильные языку перо и печать, могут выразить долг нашей любви и справедливости к ближнему и самим себе или же нарушить этот долг, - все это от свидетельства на суде до ответа на частное письмо входит в область девятой заповеди Божией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.