Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода и ответственность в медицинской деятельности






 

Отношением к добру и злу определяется и мера свободы в деятельности врача. Давая клятву нести людям добро, врач практически уже сделал свободный выбор. С одной стороны, в соответствии с собственным мировоззрением он сам определяет свои дальнейшие действия: “В любое время помогать каждому больному, независимо от его социального происхождения, вероисповедания и национальности”. С другой стороны, в соответствии с нравственными требованиями, предъявляемыми к нему обществом, он будет действовать более ответственно, памятуя: “Не навреди”, “Не убий” и др.

В то же время категория свободы претерпевает сегодня переосмысление – в направлении от свободы потребительской (“свободы от”) к свободе созидательной (“свободе для”). “Свобода от” интерпретируется при этом как способность современного человека преодолевать природные формы зависимости от внешнего мира и удовлетворять свои растущие потребности (увеличение активного периода жизни вплоть до поддержания жизни в вегетативном состоянии, освобождение от ранее неизлечимых болезней, свободоизъявление в изменении внешности, пола, в личном выборе иметь или не иметь детей, в том числе и без участия мужчины и т.д.). Современный уровень биомедицинских исследований позволяет человеку достичь определенного уровня “свободы от”, но, отделяясь от природного естества и возвышаясь над миром, человек порою попадает во все большую зависимость от современных технических средств. Вместе с тем только в органической целостности человека и космоса, в творении самого себя, нравственном самосовершенствовании человек приближается к свободе созидательной (“свободе для себя”). Таким образом, свобода врача обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность, а ограничена она может быть уровнем развития медицинской науки и соответственно уровнем знаний врача, техническим оснащением медицины, наличием фармацевтических средств, а также внешними обстоятельствами: экономическими возможностями общества, политическим режимом, социальным или национальным неравенством, уровнем культуры населения. При этом, поскольку ответственность врача связана с соблюдением нравственных принципов, то следование им требует определенной предосторожности, защищающей его как от самого себя– от собственных безнравственных поступков, так и от произвола других, например, администрации или несправедливых обвинений со стороны родственников больного. Это свидетельствует, в частности, о том, что свобода действий врача в медицинской практике неразрывно связана с его правами: на что он имеет право? Оказывается, на очень немногое. Действия его регламентированы и ограничены клятвой Гиппократа, методиками, разработанными и дозволенными еще “при царе Горохе”, а сверх того – инструкциями, приказами, распоряжениями - от минздрава до главврача своей больницы. В рамках этих запретов и разрешений быть свободным очень сложно. Кроме того, свобода врача ограничена и самим характером научного знания в медицине, которое имеет, как правило, вероятностный смысл. Конкретные научные истины содержат в себе момент относительности (релятивности), что приводит подчас к тяжким раздумьям врача. Короче говоря, делая нравственный выбор, врач должен проявлять определенную решительность, чтобы переходить от размышлений и сомнений к действиям.

 

Заключение

Началом морального выбора в медицине, безусловно, выступает категория нравственной свободы. Недаром медицину издавна называют одной из свободных профессий. Во многих медико-этических кодексах XX в. особо подчеркивается, что врач в своих решениях должен иметь профессиональную независимость. А.Я. Иванюшкин отмечает, что свобода, творческие начала личности врача проявляются, когда он: 1) применяет (или открывает) новые научные методы, научные знания в медицине; 2) выступает субъектом морального выбора – совершает поступки, характеризующие нравственное достоинство. При этом объективная логика морального выбора такова, что автономия, суверенность личности врача, его нравственная свобода как бы уравновешиваются его ответственностью. Бывает так, что больные (подчас обреченные) упрашивают об операции, которая может кардинально улучшить их здоровье, но опыт проведения таких операций у хирурга или вовсе отсутствует, или минимален. В этих случаях выбор особенно тяжел, потому что он касается сферы целей – вмешиваться или отказаться от вмешательства. Пациент участвует совместно с врачом в этом выборе, ему принадлежит здесь “последнее слово”, однако всю меру ответственности несет все же врач. Моральный выбор как форма проявления свободы врача определяется своеобразием иерархии ценностей, господствующих в медицинской этике: в ней человеческая жизнь считается приоритетной ценностью, а здоровье человека – высшим благом. Вместе с тем возникает вопрос: оправдывает ли мораль достижение даже такого блага, как здоровье любыми средствами? Иными словами, речь идет о том, что врач порой должен делать выбор, руководствуясь сложной диалектикой цели и средства. Однако при рассмотрении отношения “цель-средства” в медицине часто упускаются из вида, во-первых, неоднозначность зависимости в системе “лечебное воздействие – терапевтический эффект”, а во-вторых, нравственные аспекты этого отношения. Утверждение, что все, ведущее к здоровью, не должно отвергаться медициной, разумеется, не содержит в себе ошибки, но не содержит и истины, потому что всякий раз надо еще доказать, что некий конкретный фактор воздействия лечит болезни и укрепляет здоровье. К сожалению, упрощенное представление, что все, что ведет к здоровью или способствует здоровью, должно применяться в медицине, у нас широко распространено, а отсюда остается сделать всего лишь один шаг к суждению: “Цель оправдывает средства”, которое, будь оно принято в медицине, станет прикрывать любое невежество, в том числе шарлатанство и знахарство. Шарлатанство в медицине – это корыстное и циничное использование несчастного положения больного человека. Аморальность позиции шарлатанов от медицины заключается в том, что они эксплуатируют особенности жизненной позиции, установок больного, его родственников и окружающих, которые жаждут исцеления “любыми средствами”. Знахарство иногда бывает наивным, иногда его можно квалифицировать как добросовестное заблуждение, но всегда оно ищет самооправдания в логике “цель оправдывает средства”.

В результате довольно часто возникает конфликт: из уст в уста передается молва о “прекрасных результатах” применения “оригинального” метода лечения каких-либо недугов неким “врачевателем-умельцем”, но “консерваторы-врачи” не признают его метода.

 

 

Список литературы


1.Глобализация и глобальность: химера и истина. – М., 2005.
2.Иванушкин И.А. Размышления о феномене биоэтики. – М., 2004.
3.Мандзаридис Г. Христианская этика. – М., 2005.
4.Тищенко П.Д. Биоэтика. // Этика. – М.: Гардарика, 2001.
5. Этика. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2001

Сайт: https://5fan.ru/wievjob.php? id=7089






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.