Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация технологий социальной работы.




Классификация технологий в социальной работе может быть, самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему как упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы как имеющая дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.
Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку она включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку, б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин), в) социальную работу как вид деятельности.
Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки является анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.
Характеризуя технологии социальной работы как науку, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.).
В этом случае социальные технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть такую особенность социальной работы как науки, которая состоит в органическом единстве знаний и умений.
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. То есть эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.
В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получения среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры), аспирантуры и докторантуры, системы повышения квалификации и самообразования.
В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных). в том числе обязательных, по выбору, факультативных, формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), занятиями аудиторными, самостоятельными (с преподавателем и без него) и т.д.
В качестве технологий выступают н формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т. д.).
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно т.н. " слабых" слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.
Такой общий подход позволяет, на наш взгляд, сделать следующий шаг на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе (имеются в виду фактически все три отмеченных выше аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение). знаний, умений, опыта, практики (деятельность).
С учетом сказанного, классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую в себя такие компоненты ('элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами и может быть осуществлена классификация технологий. Главным здесь является учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго основания. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.