Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация социальной работы на макро-, мезо- и микроуровнях.






Специалисты отмечают, что преобразовательная деятельность в социальной работе осуществляется одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях

На макроуровне социальная работа направлена на прогрессивные изменения социума. Этот уровень характеризуют как социетально-федеральный,

где социальная работа осуществляется с помощью системы социальных институтов. Государство в лице федеральных министерств, ведомств и комитетов принимает на себя обязательства по отношению к гражданам и реализует социальные отношения, касающиеся развития социального законодательства, регламентации процессов социальной защиты населения, интеграции работы федеральных органов социальной инфраструктуры и пр. Содержанием социальной работы здесь является формирование и осуществление социальной политики, направленной на обеспечение социального здоровья общества.

На мезоуровне, т.е. муниципально-региональном социальная работа про-

водится внутри больших социальных групп и институтов и связана с разработкой концепции социальной защиты населения территории (области, края, национальной республики, муниципального округа и т.д.), а также с контролем за ее реализацией. Основное внимание здесь уделяется взаимодействиям учреждений и организаций социальной защиты с целью осуществления экономической и иной помощи социально уязвимым слоям населения. Их деятельность определяется спецификой региона, города и т.п., которая формирует приоритетные направления социальной работы, особенности реализации ее целей и задач.

На микроуровне, являющимся индивидуально-групповым, социальная работа означает работу со случаем, помощь индивиду или малой группе, находящимся в трудной жизненной ситуации. На этом уровне специалисты непосредственно взаимодействуют с клиентами, содействуют их саморазвитию, усилению их потенциала в направлении оптимальных социальных изменений, а также воздействуют на человека или группу с целью сохранения позитивно влияющих социальных связей.

Придерживаясь системного подхода, можно установить, что основным

фактором функционирования и развития социальной работы на любом ее уровне выступает социальное взаимодействие, ориентированное на изменение и

развитие. В улучшении взаимодействия между человеком и окружающим социальным пространством многие специалисты видят одну из важнейших функций социальной работы. В ее системе важно выявлять разнообразные взаимодействия, а также способы установления, сохранения и изменения социальных связей между людьми, общностями и внешней по отношению к ним средой.

4. Понятия «технология» и «социальная технология». Классификация социальных технологий.

Социальные технологии в широком смысле слова - это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии - это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии - это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций социальных технологий.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.
Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.
Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира,.природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Различают базовые и частные социальные технологии.

Базовые - технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в:

1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного;

2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе;

3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные - разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

За рубежом, а в последние годы и в России широко распространяется вариант деления социальных технологий в зависимости от сфер деятельности:

- социальные технологии, используемые преимущественно в области бизнеса,

- государственного управления,

-" третьего сектора" (деятельность некоммерческих неправительственных организаций).

По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

В зависимости от уровня делятся на:

- простые (доступные неспециалистам);

- сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

- комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы:

- производственно-экономических,

- общественно-политических,

- духовно-культурных

- социально-бытовых отношений.

В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии:

- технологии управления,

- контроля,

- регулирования хозяйственно-экономических отношений.

Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.